Нарвитяне стали чаще обращаться в ломбарды, и не только из-за роста цен на продукты и тепло

Нарвитяне стали чаще обращаться в ломбарды, и не только из-за роста цен на продукты и тепло

Расхожее выражение «ломбарды процветают во время войны и кризиса» сегодня подкрепляется официальной статистикой: в декабре минувшего года объем и общая стоимость личного имущества, которое жители Эстонии закладывали в ломбарды, оказались рекордно высокими – по сравнению с 2023 годом рост составил 20%.«Нарвская газета» решила поинтересоваться, как выглядит Нарва на фоне общей картины, учитывая, что сегодня в городе работают 7 ломбардов.

Цена на золото vs цена на отопление
Логично предположить, что после резкого роста цен на отопление, продукты питания, увеличение процента безработицы и снижение жизненного уровня в целом именно в Нарве существенно могло возрасти число клиентов, прибегающих к услугам ломбардов.
Но не все так однозначно.

– Да, безусловно, всё вами перечисленное плюс любые непредвиденные расходы напрямую влияют на то, как часто человек обращается в ломбард. Однако я бы не сказал, что именно в Нарве мы наблюдаем какой-то резкий скачок активности клиентов конкретно после подорожаний. Общая тенденция роста залогов заметна по всей Эстонии, не только в Нарве, – говорит Юрий Деянов, специалист по обслуживанию клиентов сети ломбардов Luutar. У этой фирмы в данный момент 20 ломбардов по всей Эстонии, так что есть что сравнивать. – Буквально вчера я работал в Кохтла-Ярве, и папка, в которую мы подшиваем выкупленные договоры, просто не закрывалась — такое количество выкупов! То же самое было позавчера в Ахтме. В Таллинне – та же картина. Это говорит о том, что рост активности — равномерный по регионам. То есть нельзя сказать, что в Нарве наблюдается какое-то уникальное или критическое влияние из-за роста цен на отопление — люди приносят вещи в ломбард по разным причинам, и эти причины всегда были и будут. Например, когда разрешили досрочно выводить пенсионные накопления, мы сразу почувствовали волну клиентов, которые стали скупать золото, технику и прочее. А потом многие из них через какое-то время приносили те же вещи обратно — продавали.
По мнению Юрия Деянова, работающего в Luutar уже 14-й год, наиболее важный фактор повсеместного увеличения потока клиентов именно сейчас — это резкий рост цен на золото.
«Бывает, обслуживаешь человека, доходишь до вопроса “где работаете?” — и слышишь: судья, врач, адвокат, руководитель отдела, чиновник, бизнесмен…

– Мы сами регулярно отслеживаем рынок и каждый день видим, как бьются новые рекорды. За год цена на золото увеличилась почти в два раза. И народ просто побежал его продавать – потому что сейчас это выгодно. И нет уверенности, что будет завтра: а вдруг цена упадет. Тем более что в ломбард можно сдать любое золото – изделие, хорошее или поломанное, кусочки и обломки золотых вещей… Мы все принимаем.

– А придя в ломбард со своим золотом, может быть, даже впервые, человек обнаруживает, что, оказывается, сюда можно принести и другие вещи, почему бы нет. Этот фактор тоже играет на увеличение объёма закладываемого имущества, – уточняет Деянов.

Владелец двух нарвских ломбардов Madeser Максим Шиловский в разговоре с «НГ» поделился своим мнением по поводу роста количества залогов.
– Дело еще и в том, что банки стали более осторожно выдавать кредиты. И где человеку взять деньги на покупку, например, дорогого телефона, хорошей техники? Ломбард же – это по сути быстрый кредит, и никаких тебе справок с работы о твоей платёжеспособности и прочем, – говорит Шиловский. – Но в целом я охарактеризовал бы ситуацию как стабильную: есть рынок, есть клиенты.

По заверению специалистов, в 75-90 % случаев люди выкупают заложенные вещи. Ну а то, что не выкупают, идет на продажу.

– Мы заинтересованы в том, чтобы человек выкупил свою вещь. Потому что предоставление залога – это основная услуга ломбарда, – объясняет Деянов. – Большинство клиентов наших ломбардов — постоянные, которые знают, зачем приходят, и пользуются нашими услугами разумно и регулярно. В том числе и в Нарве.

За неделю до пенсии

Можно ли нарисовать портрет среднестатистического клиента нарвских ломбардов? Специалисты дружно отвечают: нет. Услугами пользуются люди самого разного возраста (но обязательно старше 18 лет), пола, профессии, статуса, национальности, приходят семьи, приходят одиночки. Предъявление документа обязательно.

– Бывает, обслуживаешь человека, доходишь до вопроса “где работаете?” — и слышишь: судья, врач, адвокат, руководитель отдела, чиновник, бизнесмен… Всех объединяет одно — желание быстро, просто и безопасно решить временные финансовые вопросы. Так что лишний раз убеждаешься: ломбард действительно стал финансовым инструментом, которым пользуются все слои общества, – рассказывает Юрий Деянов.

Но при этом, говорят все наши собеседники, в последнее время все же стала выделяться одна постоянная категория клиентов – пенсионеры.

– Как правило, они приходят где-то за неделю до дня получения пенсии, чаще всего закладывают золотые вещи, и буквально через несколько дней или даже сразу после получения пенсии вновь приходят и выкупают их. Ведь тогда и процент платится меньше. В следующем месяце все повторяется, – рассказывает Оксана Черкасова, сотрудница одного из нарвских ломбардов. – Понятно, что людям стабильно не хватает средств. Но, видимо, не у кого занять, или не любят брать в долг, а, может быть, даже не хотят показывать, что нуждаются. В апреле пенсия будет только 7-го числа, так что к концу марта ждём наплыва сениоров.
По словам Оксаны, в среднем закладывают вещь, чтобы получить 50 евро, а выкупить за 55. «Высчитывают каждый денёчек».
– Но есть пенсионеры, которые закладывают вещи и на 600, и на 1000 евро. Говорят: помогаем внукам, – приводит примеры Оксана. – У всех свои истории.

Что закладывают?

Чаще всего в нарвских ломбардах закладывают золото, мобильные телефоны, ноутбуки и строительный инструмент. Но в целом здесь можно увидеть много чего другого: часы, самокаты, велосипеды, пылесосы…
– Золото приносят чаще всего еще и потому, что его, элементарно, легче доставить в ломбард, чем, предположим, дрель, велосипед, – говорит Максим Шиловский.
– К тому же, отдавая золото в залог, человек фактически не лишает себя комфорта. Он сдает ценность, но при этом не ощущает ее отсутствия в повседневной жизни, – добавляет Юрий Деянов.
– Мы принимаем только те вещи, которые можем оценить и проверить. Поэтому, например, не берем антиквариат (мы не эксперты в этой области), повреждённые или сломанные вещи, устаревшие или неактуальные (к примеру, «умные» часы, которым более двух лет, сейчас не находят покупателей), медицинские приборы – тонометры, глюкометры и прочее, – уточняет Деянов.

– Единственное, что могу отметить: раньше, в хорошие времена, людям было что сдавать: больше несли хороших телефонов, компьютеров. А сейчас чувствуется: у людей денег нет, – делится своими наблюдениями владелец двух нарвских ломбардов Mezola и ломбарда в Таллинне Вадим Романов, опыт работы которого в данной сфере уже почти 20 лет.

Максимальная сумма, которую выдают ломбарды за заложенное имущество, составляет, как правило, 45% от его рыночной стоимости. Размер выплаты зависит от комплектации, состояния имущества, а также наличия чека и гарантии.
Так что понятно, почему среди клиентов ломбарда немало и тех, кто здесь совершает покупки. «Практически новый велосипед, который стоит в магазине 1000 евро, в ломбарде можно купить и за 300 евро. iPhone 14 в магазине стоит 1 000 евро, в ломбарде можно найти аналогичный за 600–700. Или ноутбук, который в магазине стоит 1 200, можно поймать за 590 евро во время акции», – рассказали «НГ» везучие покупатели.

У каждого ломбарда есть свой минимальный и максимальный срок залога – порой до полугода, а то и больше.
– Часто мы идем на уступки, если видим, что человек заинтересован выкупить свою вещь – звонит нам, просит подождать. В наших интересах – чтобы он сделал это, – говорит Максим Шиловский. – Мы принимаем в залог вещи минимум от 5 евро. Но бывают вещи за тысячу евро и больше. Средняя выдаваемая под залог сумма у нас – от 35 до 80 евро. Цену на золото нам диктует мировая биржа. И поэтому, когда принёсший к нам в ломбард человек удивляется, почему он заплатил в ювелирном магазине большие деньги, а мы ему предлагаем «так мало!», то объясняем, что цену берём не с потолка, ее диктует нам биржа.

«Негативная энергетика»?


Сорокапятилетняя нарвитянка Нина пользуется услугами ломбардов последние лет двадцать.
– Ни разу еще ничего в ломбард не закладывала (чтоб не сглазить!), – говорит Нина и спешит постучать по деревянной столешнице, – но активно в ломбардах ищу и покупаю золотые украшения. Золотом в ювелирных магазинах вообще не интересуюсь, по сравнению с ломбардами там космические цены, да и качество под вопросом. Причем в ломбардах ищу золотые украшение не только для себя, но и для подруг. Знаю, кому что надо, увижу вещь, сфотографирую, отошлю подруге, если ей понравилась, прошу отложить или покупаю с ее согласия.

По словам Нины, она покупает только российское золото и только 585 пробы, на турецкое даже не смотрит.
– В ломбардах можно встретить редкой красоты вещи! – рассказывает Нина. – Однажды мне посчастливилось обнаружить украшение ручной работы — ювелира, о котором я была наслышана, он умер лет 15 назад. Конечно, купила. А потом со временем подобрала к этому украшению серьги. Я еще почему так часто заглядываю в ломбарды — стараюсь составлять комплекты из разрозненных вещей, – объясняет Нина.
– А как ты относишься к опасению, которое некоторые высказывают: мол, вещь из ломбарда обладает негативной энергетикой, потому что человек сдает ее в сложной жизненной ситуации, может быть, даже трагической? – интересуюсь я у «охотницы за золотом».
– На мой взгляд, это чепуха, – сразу отвечает Нина. – Но тоже слышала эту байку от знакомых. Поэтому специально поинтересовалась у священника в церкви. Он сказал: окуните украшение в святую воду. И все будет в порядке.
А есть, говорят, и еще один способ: окунуть в простую воду, заморозить, а потом разморозить.

30.03.2025
Источник изображения:Vitaly Maleev
Автор видео
Редактор:Светлана Зайцева
Источник: gazeta.ee


Нарва Прямая ссылка Добавил: Vitaly 01.04.2025 13:09

|


Добавить комментарий