В Нарве осуществляется проект проведения водной трассы до садов, заказчиком которого выступило АО Нарва Веси. Столкнувшись с требованиями экологов, на одном из участков проектировщики выбрали другой путь пролегания труб. Однако неожиданно выяснилось, что до начала строительных работ здесь необходимо провести археологические исследования: на этой территории находились земляные укрепления Русской армии, сооруженные в 1700 году.
Водопроводная труба и археология
Нарва Веси планирует проложить водопровод до СТ «Юбилейные», а еще одну ветку провести вдоль пешеходной дорожки, по которой трасса протянется до садов Сийвертси.
Первоначально проектировщики должны были считаться с требованиями экологов, которые вводили запрет на рубку ценных хвойных деревьев вдоль дороги. Проектировщики посчитали, что будет проще проложить трассу по другой стороне дороги. И здесь их подстерегала засада в виде требований охраны памятников. По словам Хилье Ыунапуу, представителя Нарвского водоканала, обязательное условие проведения археологических работ, которое предписала охрана памятников в этой зоне, стало для заказчиков и проектировщиков неожиданностью и дополнительным ограничивающим фактором, тем более что территория не имела статуса охраняемой.
Статус имеет значение
Из письменных источников известно, что на этой территории находились земляные укрепления Русской армии, сооруженные во время первой осады Нарвы в 1700 г. Из линии укреплений, протяженностью около 7 километров, сохранился примерно километровый участок, который находится на территории спортивно-оздоровительного центра Аккекюла.
Рвы укреплений, мимо которых сейчас прогуливаются отдыхающие, похоже, стали братской могилой сотен, если не тысяч солдат, погибших в том сражении…
Укрепления не были взяты под государственную охрану, о необходимости чего, а также проведения там исследований, в начале 2020 года я указал Департаменту охраны памятников. Пока эта территория статус «археологически чувствительной зоны», который делает нужным археологический надзор при производстве земляных работ, имеет неофициально. Официально он будет закреплен в разрабатываемой сейчас общей планировке города.
Что нашли?
Исследование проводили археологи Свен Удам и Илья Давыдов. В местах, где проектируемая трасса пересекает линию исторических укреплений, был сделан ряд шурфов. Это сложно представить, но вблизи Аккекюла (Ореховой горки) находились самые настоящие валы, усиленные бастионами и реданами, на которых располагались пушки. Для пушек на валах были оборудованы платформы. Перед валом проходил довольно глубокий ров. Но самым главным открытием в ходе раскопок стало обнаружение массовых захоронений погибших на поле боя солдат.
Похоже, что сразу после сражения трупы стаскивались во рвы, которые затем засыпались. Рвы укреплений, мимо которых сейчас прогуливаются отдыхающие, похоже, стали братской могилой сотен, если не тысяч солдат, погибших в том сражении…
Как это исследование повлияет на планы Нарвского Водоканала?
Хилье Ыунапуу присутствовала на раскопках и имела возможность убедиться, что проведение археологических исследований не является причудой чиновников, а реально способствует увеличению наших знаний о прошлом города, где мы живем. С ее слов первым делом от нас, археологов, с нетерпением ждут результатов исследований и заключения Департамента охраны памятников.
Скорей всего, от прокладки трассы Водоканал не откажется и она пройдет по проектируемому маршруту. Правда, возможно, что с учетом результатов раскопок водопровод поведут в обход тех участков, где есть опасность наткнуться на захоронения. Скорей всего, работы по прокладке трасс теперь передвинутся на весну следующего года.
Немного о реакции прохожих
Вблизи от проводимых исследований проходит пешеходная дорожка – популярный маршрут пеших прогулок. Подавляющее большинство прогуливающихся проходило мимо раскопок ни о чем нас не спрашивая. Одна женщина, по-видимому, жительница садов « Юбилейные», спросила, не роем ли мы траншею под трубу до садов.
Вспышка COVID-19 в Нарвской больнице: есть зараженные как среди пациентов, так и медработников | Нарвский симфонический оркестр о необычном протесте: были бурные овации, люди кричали "Браво"