Наверное, самый главный вопрос, которым задаешься, когда получаешь афганские сводки и видео из захваченных городов: неужели Байден, вернее, те, кто готовил решение о полном выводе войск, не понимали, что все будет именно так? Неужели не представляли себе реальную боеспособность созданной ими колониальной армии, неужели искренне верили, что афганцы пойдут умирать за предложенный им новый порядок и новые заокеанские ценности, завезенные в ящиках из-под снарядов?
Если не знали об этом в Америке, то почему тогда войска США так спешно оставили ночью важнейшую базу Баграм с аэродромом, техникой и тюрьмой, полной талибов? Почему передовые отряды боевиков заходят в афганские города на военной технике армии США и вообще почему судьбоносное соглашение о выводе американского контингента Вашингтон подписал не с президентом Афганистана, а с "Талибаном" (запрещен в РФ), который 20 лет называл террористической организацией?
Похоже, Байден поторопился. Он очень хотел успеть объявить о завершении афганской миссии к годовщине сентябрьских терактов в Нью-Йорке, но к сентябрю Афганистан будет совсем не той страной, ради которой эта миссия затевалась. И закончит ее не Байден. И президенту Соединенных Штатов будет невероятно трудно объяснить своим налогоплательщикам, куда ушел триллион американских долларов, на что потрачены 20 лет и за что погибли 2 тысячи 300 американских солдат. Что в сложившейся ситуации пытается лихорадочно делать Америка?
Ужасный конец, конечно, лучше, чем ужас без конца. Но тот ли это случай? Двадцатилетняя война США в Афганистане заканчивается не тогда и не так, как еще недавно представляли себе американцы. 72 часов талибы им не дали.
В такой катастрофической ситуации приходится радоваться малому. Ну, например, тому, что все случилось не в 20-летнюю годовщину терактов 11 сентября. Или тому, что над американским посольством в Кабуле пока еще виднеется только черный дым от сожженных документов, а не флаг движения "Талибан" (запрещено в РФ).
"Это комплексный провал политического, военного и разведывательного руководства. Наверху никогда не понимали врага. Они думали, что "Талибан" перестанет ассоциироваться с "Аль-Каидой" (запрещена в России). Они думали, что с ними можно работать. Они игнорировали стратегию талибов и их цели. Военные и разведка никогда не считали талибов способными захватить города, надеялись на переговоры с ними. Все видели, что происходит. Не понимаю, как разведка и военные США с миллиардами долларов не увидели этого", – сказал Билл Родджио, главный редактор Long war Journal.
А может, и видели и понимали – сделать ничего не могли. Вот с деловым видом в утренний эфир CNN выходит госсекретарь Энтони Блинкен. Пытается выглядеть человеком, у которого все еще под контролем. Через пару минут не выдержал даже лояльный демократам ведущий.
- Вы сказали мне несколько месяцев назад, что "Талибан", вероятно, захватит страну. Но Байден всего в прошлом месяце заявил, что такого не произойдет. И, получается, он ошибся.
- То, что мы сделали, то, что сделал президент– мы сделали для того, чтобы быть готовыми к тому, что может произойти на земле. Наши войска были готовы отправиться туда и обеспечить безопасность эвакуации, – ответил Блинкен.
Но что будет, когда американцы уберутся из Кабула окончательно? У Блинкена спросили и о политических перспективах.
– Китай, по сообщениям, готовится признать "Талибан" легитимными правителями Афганистана. Сделает ли администрация Байдена так же?
- Будущее правительство Афганистана, которое будет соблюдать базовые права народа и которое не будет укрывать террористов, мы можем признать такое правительство и работать с ним. И наоборот. Правительство, которое не будет этого делать и которое будет укрывать террористов, мы не будем признавать, это звучит как "нет", – сказал Блинкен.
А вот Джо Байден пока так и не появился на экранах. В Белом доме президента США нет. Он на отдыхе в Кэмп-Дэвиде. Отправился в отпуск аж до среды в свою резиденцию, откуда накануне грозил талибам последствиями, если они нападут на эвакуирующихся американцев. Месяц назад, правда, сам он убеждал всех, что такого и в страшном сне представить нельзя.
- Некоторые ветераны Вьетнама видят эхо своего опыта в выводе войск из Афганистана. Вы видите какие-либо параллели между этими событиями?
– Никаких параллелей. Ноль. Вьетнамцы пробились через ворота нашего посольства, а "Талибан" – это не армия Северного Вьетнама. Они даже близко не равны по своим способностям. Ни при каких условиях мы не увидим в Афганистане ситуации, когда людей поднимают с крыш вертолетами, – заверил Байден.
Но сегодня единственная разница между Кабулом 2021-го и Сайгоном 1975-го – это тип вертолетов над городом. Тогда на крышу американского посольства садились "Ирокезы". Отчаяние в речном порту. На глазах съемочной группы AP какой-то военный армии Южного Вьетнама пустил себе пулю в голову прямо на улице. Мрачный привет из прошлого для тех, кто в наше время слишком доверился американцам.
На эту минуту США вывезли из Афганистана примерно 1000 тех, кто с ними сотрудничал. 18 000 человек по-прежнему ожидают своей судьбы. Судьба видится все более мрачной.
"К сожалению, на данный момент получается, что дружба с США – это смертный приговор. Если мы не спасем наших афганских союзников, "Талибан" их убьет", – отметил Мэтт Зеллер, ветеран Афганистана.
На кадрах охваченного паникой Сайгона то тут, то там видно брошенное впопыхах оружие. Кипы бумаг, которые не успели сжечь. Все это может повториться в Кабуле, если талибы не снизят темпы наступления. Поражение во Вьетнаме стало для Америки пощечиной. Уход из Афганистане будет побольнее.
"Вспомните, что произошло после войны в Корее. Мы сохранили там военное присутствие, чтобы поддерживать мир. Сила создает мир. Мы сделали так в Германии, в других местах по всему миру. Уходя, мы создаем вакуум, который заполняют плохие парни, вдохновляющиеся террористическими группами типа "Аль-Каиды", – считает Джон Катко, член палаты представителей Конгресса США от Республиканской партии.
Хорошие (при взгляде, конечно, с этой колокольни) парни, то есть американцы, оставляют после себя могилы более 160 000 афганцев и растерзанную страну, которую так и не смогли переделать.
"Это естественный исход 20-летней провальной стратегии. Говорить нужно о некомпетентности стратегии, которую наша страна применяла на протяжении двух десятилетий", – подчеркивает Молли Хемиингуйэ, корреспондент The Federalist.
Но не все оказались в минусе. Триллион долларов, например, освоил за эти тучные годы военно-промышленный комплексом США. А вот подготовка 300 000 афганских военных и полицейских оказалась бесполезным делом.
"Истина, заключается в том, что мы проиграли эту войну уже довольно давно. Мы просто оказались достаточно сильны и могучи для того, чтобы затянуть этот конфликт и отсрочить подобный исход. Истина в том, что мы пытались разгромить "Талибан" 20 лет. Афганская армия просто растаяла в воздухе. А ведь это армия, которую строили 20 лет и на которую, возможно, потратили сотни миллиардов долларов; кое-кто называет цифру триллион долларов. Предполагалось, что это должна была быть армия из 300 тысяч человек", – заявил американский аналитик Фарид Закария. Большинство из них сейчас сами переходят на сторону талибов.
США потеряли в Афганистане более 2300 человек убитыми. Более 20 000 вернулись в войны с ранениями или покалеченными. А сколько тех, кто подвержен афганскому синдрому, и не сосчитать.
"Один солдат сказал мне кое-что, что по-настоящему застряло в моей голове. Он сказал: "Когда начинаешь служить в армии, тебе кажется, что все, что ты делаешь, правильно. Что все делается ради праведной цели. Но теперь, оглядываясь назад, я вижу, что все было зря. В чем был смысл? Какая невероятная трата жизней", – рассказала Кларисса Уорд, журналист CNN.
Нынешнее поколение американских журналистов вынуждено возвратиться в объективную реальность. 20 лет назад казалось, что ее переделали. "Последние дни "Талибана" – так было написано на обложке декабрьского номера журнала "Тайм". Духоподъемные марши звучали в телеэфирах. Жизнь в Кандагаре, если поверить бодро докладывавшим репортерам, с каждым днем становилась и лучше, и веселее. Почти идиллия. Правда, если присмотреться, то видно, что даже во время занятий с детьми военные не снимают бронежилеты.
А вот сюжет CBS об освобожденных девушках Востока: "Для афганских женщин падение "Талибана" принесло исторические изменения. Более двух миллионов девушек пошли в школы. Некоторые могут работать, остальные могут радоваться простым удовольствиям, в которых им отказывали ранее. Все это было немыслимо под властью "Талибана".
Насмотришься такого – может показаться, что Афганистан чуть ли не лучшее место на земле. Страна победившего Ренессанса.
"На начало 2008 года 83% населения Афганистана имеют доступ к здравоохранению. Экономика растет, рынки работают. Образовательные учреждения развиваются, создаются университеты". Этот ролик снят на телестудии НАТО.
Для вторжения в Афганистан американцы сколотили целую коалицию из 50 стран, которую назвали международными силами содействия безопасности и куда затащили всех, кого могли и кто сам рвался. Некоторые надеялись таким образом прийтись США ко двору. Понравится. Например, не входившая, но мечтавшая о членстве в Альянсе Грузия отправила в Кабул 800 человек – в три раз больше, чем Франция. Литва отрядила 80 военнослужащих, Латвия с Эстонией до конца июня этого года держали там почти 50 солдат и офицеров, а Украина – 10. Засветились на афганском театре боевых действий даже военные из Полинезии. 55 бойцов из Королевства Тонга. Но вся эта мощь оказалась Колоссом на глиняных ногах.
"США и наши союзники по НАТО годами тренировали войска Афганистана, и все же они были побеждены за несколько недель. Что это говорит об успехе США и было ли это неизбежным, когда США ушли?" "Мы провалились. Афганский народ провалился. Люди, которых мы сделали своими союзниками, провалились. А "Талибан" победил. Они побеждают, их победа выглядит неизбежной". Также неизбежно, как и американское поражение. Причем не в горах Гиндукуша, а (что хуже) в битве за чужие умы.
"Наши союзники по всему миру – Япония, Корея, Ближний Восток, Южная Америка. Все спрашивают себя: закончат ли они так же, как Кабул?" – говорит Чарльз Лейн, корреспондент Washington Post.
Спрашивают в лицо и недовольным голосом. Спрашивают из Германии. Решающий вопрос сейчас: ради чего немецкие солдаты 20 лет несли службу в Афганистане? Во имя чего так многие из них там отдали свои жизни? Постоянно говорится, что все это было сделано ради мира и свободы.
Спрашивают из Швеции. Даже еще сравнивают невыгодном для Байдена образом.
Потемкинское государство на триллион долларов продолжает понятные нам сравнения еще один твиттер-комментатор – Райн Эванс. Так рассуждает о положении дел в Афганистане перед уходом американцев основатель и главный редактор одного из ведущих американских военно-политических изданий – War on the Rocks. Кто-то скажет, диванный эксперт, но вот мнение практика, министра обороны Великобритании, ближайшего союзника США.
"Я довольно откровенно говорил об этом публично. Однако, когда дело доходит до решений Соединенных Штатов, я редко так поступаю. В стратегическом плане вывод американских войск создает множество проблем, в том числе и для международного сообщества. То, что мы наблюдаем сегодня, труднообъяснимо, – заявил Бен Уоллес Sky News. – Соединенные Штаты уходят из Афганистана, и мы уходим вместе с ними, и это создает очень большую проблему в этой стране с "Талибаном", который пользуется инициативой, а это не то, что нам бы понравилось. И я пытался понять после объявления о выводе войск, сможем ли мы собрать международное сообщество. Но я боюсь, что в сообществе в этом не заинтересованы".
Впрочем, Бен Уоллес оставил небольшой зазор. Сказал, что все дело в плохой сделке в Дохе, которую заключили с талибами. То есть как бы свалил на того при, ком сделку заключали. Но Трамп отмалчиваться не стал: "Трагические беспорядки в Афганистане, полностью открытая и разрушенная граница, преступность на рекордном уровне, зашкаливающие цены на нефть, рост инфляции, и использование всего мира в своих интересах – вы уж скучаете по мне?"
Свою предыдущую кампанию Трамп строил и на критике Хиллари Клинтон за ее как госсекретаря провал в Бенгази. В 2012-м в ходе беспорядков во время штурма дипмиссии США там убили американского посла в Ливии Кристофера Стивенса. И слово "Бенгази" уже прозвучало.
Захват заложников в Тегеране продолжился бестолковой операцией "Орлиный коготь" по освобождению захваченных американцев, когда военные США потеряли 8 человек. Вертолет врезался в самолет заправщик, и все пришлось отменить.
Внешнеполитическая катастрофа для Картера, которого, многие в Америке, кстати, сравнивают с Байденом, продолжилась катастрофой внутриполитической. Отработав только один срок, он потерпел сокрушительное поражение от Рональда Рейгана. 20 января 1981 года через несколько минут после его инаугурации иранцы заложников освободили.
В Турции загорелась флотилия экскурсионных кораблей с туристами | США увеличат число военных в Афганистане до 6 тысяч в ближайшие два дня