Строительство в Нарве приюта для животных за миллион евро вызвало массу вопросов к бывшему руководству города. Люди стали подозревать личную заинтересованность политиков в этом проекте, поэтому "Инсайт" поехал в Нарву выяснять, кто и почему решил потратить на приют для животных свалившиеся городу огромные "ковидные" деньги.
Соседи приюта не в восторге
Осенью прошлого года жители 30-го дома на улице Даумана проснулись от рева техники. Рядом с домом появилась стройка. Сначала никто не понял, что происходит и что будет под окнами дома. "А потом на подъездах кто-то написал: Уважаемые! А вы знаете, что рядом с нашим домом строится приют для животных?! Ну и началось!" – рассказал житель этого дома Сергей Князев. Жильцы дома сидели до поздней ночи в подвале и строчили обращения горуправе, мэру, горсобранию, поскольку встревожились, что с завершением строительства их покою придет конец, и под окнами будет постоянно разноситься собачий лай. По словам Князева, к обращениям присоединились и жители соседних домов – несколько сотен человек. Он признает, что приют – затея нужная, но в данном случае непродуманная.
Бывший мэр Нарвы Алексей Евграфов считает, что масштаб проблемы сильно преувеличен: "По моей информации, эти письма собирали один-два человека. Раздули эту историю, якобы с ними не согласовали. Я склонен как минимум подвергать это сомнению".
Кошкин дом с аквадискотекой
Несмотря на недовольство жителей, строительство приюта для животных идет полным ходом. Это один из трех проектов, на которые еще при мэре Алексее Евграфове было решено потратить так называемые "ковидные" деньги. Весной прошлого года государство выделило 70 миллионов евро на возмещение самоуправлениям ущерба от чрезвычайного положения. Несмотря на сложности кризисного периода, нарвские депутаты решили потратить почти 998 000 на приют. "Изначально планировалось в любом случае этот объект строить, но строить за счет городских денег, – объяснил Евграфов. – Потом появилась возможность использовать государственные деньги и мы этой возможностью воспользовались".
Бывший зам. председателя горсобрания Елена Пахомова рассказала "Инсайту", что здание запланировано энергосберегающим, класса А. "Там должно быть практически нулевое потребление энергии, запланированы тепловой насос и солнечные батареи", – сказала она.
По словам Евграфова, летом приют должен открыться. "Обязательно в этом комплексе должно быть контактное кафе, как сейчас модно. Вы можете прийти, погладить животное, и, если понравится, забрать его себе домой. Обязательно в этом доме должна была быть гостиница для животных, потому что эта услуга востребована", – рассказал "Инсайту" бывший мэр.
Разумность размещения миллиона вызывает сомнения
Если местные жители против строительства в жилом районе, то новоиспеченные члены новой коалиции в нарвском городском собрании считают, что приют не относится к первоочередным задачам, которые нужно решать за такие деньги.
"Было ли разумно тратить этот миллион туда? Я думаю, что нет. В городе есть более важные нужды", - сказала заместитель председателя горсобрания Яна Кондрашова. Ей этот проект кажется чьими-то личными амбициями. "Сам по себе приют городу нужен, но приют как здание, где организации могли бы временно содержать животных", – объясняет она.
Бывший мэр Алексей Евграфов пояснил, что строительство приюта было предвыборным обещанием коалиции, которая находилась у власти в прошлом году.
Одним и деньги, и здание, а другим – ничего
Строительство нового здания приюта в городе связывают с некоммерческим объединением (НКО, MTÜ) Kassituba. Якобы именно оно въедет в новое здание. Учредителем этого НКО был депутат городского собрания Владимир Тарахтин, и он не скрывает, что именно он протолкнул идею строительства приюта. "Мне удалось убедить наших депутатов, что в Нарве нужен такой современный, цивильный приют. Это было одобрено. Я инициировал внесение в программу развития города. Это проект уникальный! Такого приюта не будет ни в Эстонии, ни в в странах Балтии", –сказал Тарахтин.
"Да просто не было никаких общественных обсуждений", – возразила Кондрашова. Она отметила, что техническое задание для приюта составляла юрист городского департамента Юлия Тущенко, которая тоже является учредителем НКО Kassituba. "Cама Юля является активным представителем этого самого НКО. Она делает большое дело, но плохо то, что не были привлечены другие НКО", – пояснила Кондрашова.
Подозрения в использовании служебного положения учредителями Kassituba связаны еще и с тем, что в городе четыре НКО занимаются бездомными животными, но именно НКО Kassituba с самого начала своей деятельности получала от города помощь. У волонтеров из других НКО возник вопрос: почему помощь от города получает именно та организация, к которой имеют непосредственное отношение городской чиновник и депутат. По словам Тарахтина, никакого особого положения у НКО Kassituba нет, просто другие НКО ни разу ничего не просили на прокорм животных. И тут кроется главная проблема.
Расходы на приют только начинаются
Построить здание – полдела. Приют нужно содержать, им нужно управлять, животные должны быть накормлены, вылечены, их нужно пристраивать в семьи. Именно над этим теперь ломает голову мэр города Катри Райк. "Смысл в том, как найти этому зданию оптимальный способ управления, чтобы он не повис грузом на городе", – пояснила она.
Кондрашова говорит, что планировалось, очевидно, создание муниципального целевого учреждения, которое город взял бы на содержание. Расходы города в этом случае еще возрастут. "Инсайт" выяснил, что она права в своих предположениях.
"Окончательного решения не было, но мне было понятно, что нужна организация (скорее всего, целевое учреждение), которая взяла бы на себя управление этим зданием", – сказал Алексей Евграфов. Того же мнения придерживается и Владимир Тарахтин.
Места на всех не хватит
Город уже принял немалое участие, выделив на проект почти миллион евро, но новое здание приюта проблемы животных на самом деле не решит. Сегодня в разных приютах Нарвы содержится около 500 кошек, а в новом приюте не поместится даже половина. Именно поэтому недавно был сделан запрос в Министерство финансов о том, можно ли менять назначение внутренних помещений приюта, чтобы отказаться от ранее запланированных кафе, гостиницы, ветеринаров и прочего в угоду большему количеству помещений для животных. "Сегодня мы расходуем миллион на 140 кошек и 16 собак, – отметила Яна Кондрашова. – Это кажется несопоставимыми цифрами".
По мнению заместителя председателя горсобрания, можно было за значительно меньшие деньги привести в порядок какое-то имеющееся здание. Кошкам ведь все равно, построено оно в 2020-м или в 1998 году. Владимир Тарахтин уверен, что ремонт обошелся бы дороже миллиона. Он рассказал, что ездил с представителем департамента городского хозяйства по объектам, которые можно было бы реновировать как приют, но специалист сказал, что дешевле строить новое здание. Правда, Тарахтин признал, что калькуляцию не делали, а определили это "дороже" на глазок.
"Строительство с нуля энергосберегающего здания в принципе дорогостоящее, поэтому все равно это неразумно", – считает Яна Кондрашова.
Следствие ведут аудиторы
Городские волонтеры постоянно вынуждены собирать средства на корм и лечение животных, при этом счет идет на несколько тысяч евро. Однако оказалось, что можно миллион вложить в бетон. "Инсайт" попросил Алексея Евграфова объяснить логику такого распределения денег, когда животным постоянно не хватает на еду и лечение.
"Я не знаю! – ответил бывший мэр. – У меня дома нет животного. Я не кошатник и не собачник. Но я знаю, что многим людям это важно, а так как эти многие люди – нарвитяне, чьим мэром я был, то я обязан был учитывать их желание".
Несколько месяцев назад в Нарве сменилась власть, и Алексея Евграфова на посту градоначальника сменила Катри Райк. С учетом всех обстоятельств, она решила проверить законность принятого решения по приюту.
Бывший заместитель председателя горсобрания Нарвы Елена Пахомова уверена, что претензии об использовании денег необоснованные. "Я не знаю, почему они инициируют аудит. Любой аудит можно инициировать при наличии какой-то проблемы, а проблем со строительством или планировкой не было", – пояснила она.
Пахомова считает, что у оппозиции была возможность заявить в прошлом году о том, что не надо строить приют, а надо построить что-то другое. "К сожалению, я не помню такого обсуждения", – сказала Пахомова.
Действующий мэр Катри Райк возражает: "Туда направили миллион евро. Повторюсь, бывшие оппозиционные члены горсобрания были против такого использования денег и считали, что правильнее было бы потратить на реновацию детского сада".
"Инсайту" удалось получить документ, из которого следует, что члены горсобрания от оппозиции вносили предложение потратить "ковидные" деньги на реновацию детского сада, но большинство депутатов прежней власти (фракции Kodulinn Narva) проголосовали за то, чтобы выделить на приют.
Перестроить не выйдет
Большинство самоуправлений получили гораздо меньше Нарвы. Вильянди добавит к "ковидным" 800 000 свои деньги и построит футбольный холл. Кейла собирается реновировать рыночный комплекс, центр здоровья и детсад. Волость Мярьямаа реновирует гимназию, а Выру – отопление и вентиляцию в нескольких школах и социальном центре. Волость Хядемеэсте на 390 000 будет реновировать музыкальную школу и детский сад. Нарва потратит свои 2 300 000 на приют для животных, скейт-парк и каток.
"Инсайт" изучил присланные городской управой документы и пояснения. Прямых нарушений закона со стороны городских чиновников найти не удалось, хотя возникло много вопросов к разумности и продуманности проекта. Однако даже если будут выявлены нарушения, это на строительство не повлияет – деньги потрачены так, как потрачены и жильцам на Даумана тоже придется смириться.
"Сейчас процесс зашел так далеко, что изменить назначение здания нельзя, – констатирует Катри Райк. – Мы все понимаем, что в Нарве 1300 человек (50 семей с детьми) живут в общежитиях. Разумнее было бы сделать социальный дом, но здание для кошек уже никак нельзя перестроить".
Редактор: Анастасия Тидо
Источник: "Инсайт" (ETV+)
"Народу важно": почему разваливаются дороги? | Райк: сарафанное радио поможет убедить нарвитян вакцинироваться