На протяжении последних семи лет жители многоквартирного дома по адресу Лехола, 12 в Кохтла-Ярве не подозревали, что им угрожает смертельная опасность - здание может рухнуть в любой момент. Обслуживающая компания Ahtme Maja, которая должна была предупредить жильцов об аварийном состоянии дома, до сих пор этого не сделала.
Живущая на первом этаже Марина Гарбузова купила квартиру в этом доме несколько лет назад. Весной 2019 года она заметила, что одна из стен в ее квартире просела. "Я мерила рулеткой - 2,5 сантиметра", - рассказала Марина программе журналистских расследований "Инсайт".
Спустившись в подвал, она обнаружила, что удерживающие стены поперечные балки местами просели, где-то выгнулись и искривились. Марина забеспокоилась, но поддержки среди соседей не нашла: сочли ерундой.
Как-то ночью в августе Марина работала на кухне, писала картину и вдруг услышала из-за холодильника сильный треск. "Страшно. Я понимала, что это стена. Я вызвала спасателей в четыре утра, они приехали злые, – вспоминает она. – По всей видимости, они отдыхали".
Женщина считает себя заложником ситуации: продать квартиру она не может – никто не купит: "Для себя я выбрала наиболее безопасную комнату. У меня первый этаж, я-то выпрыгну. Но на верхних этажах тоже живут люди, у них маленькие дети".
"Несущая способность – ноль"
У страха глаза велики. Поэтому для независимой оценки состояния дома редакция "Инсайта" привлекла опытного инженера-проектировщика высшей квалификации – Екатерину Крийс. Тем более, что летом она и другие специалисты осматривали здание. По ее словам, она видела всякое, но не такое.
Эксперт с ироничной и, казалось бы неуместной ухмылкой, описала многочисленные недостатки здания. В ходе осмотра здания журналисты с экспертом наткнулись на недавно отвалившийся кусок фасада, после чего направились в подвал.
Оказавшись внизу, уловили запах плесени. Сыро. Екатерина объяснила, что подвальные помещения не вентилируются, а влага плохо влияет на плитняк, из которого выложен фундамент. Местами раствор вымыт, в кладке огромные щели, в них пролезает ладонь целиком. Одна из несущих балок, на которую опирается внутренняя стена дома, выгнулась как банан, лопнула и ее через щель можно просветить фонариком насквозь.
"Мы делали замер, бетон уже не работает, несущая способность – ноль, работает арматура. У арматуры коррозия уже, ну, скажем, процентов на 30 – это как минимум", – пояснила Екатерина. Она дотронулась до металла и рыжие ошметки сгнившего железа упали на пол.
На вопрос о том, на чем все держится, Екатерина расплылась в улыбке и перекрестилась. В этот момент послышался треск. Слава богу, показалось. Инженер продолжила объяснять, что меры принимать следует незамедлительно – неизвестно, сколько еще выдержит прогнившая балка, но в русскую рулетку лучше не играть. Общее состояние – аварийное.
Что случится с домом, если проржавевшие прутья арматуры окончательно устанут? Он осыплется. "Три этажа, как карточный домик", – резюмировала инженер.
При выходе на улицу никак не отделаться от странного ощущения – при всей очевидности угрозы жизням людям невозможно не улыбаться. Видимо, сложно поверить, что так бывает. Через какое-то время журналист "Инсайта" поинтересовался у имеющего троих детей жильца дома, не страшно ли ему. "Страшно, а куда деваться", – ответил он, также улыбаясь.
Подул ветер – упал балкон
После того, как в квартире опустилась одна из стен, Марина Гарбузова начала бить во все колокола, обращаясь во всевозможные инстанции. В итоге здание посетила делегация городских чиновников.
"Как сказал начальник департамента по надзору за строительством, если мы не соберем деньги летом и ничего не сделаем, то осенью можем начинать молиться", – утверждает женщина. Присутствовавший при осмотре дома вице-мэр Кохтла-Ярве Виталий Бородин таких слов не помнит.
"Я не самый большой трус, но когда трещит арматура – стоит на это обратить внимание, – удивленно заявил вице-мэр. – Настораживает, что по большому счету все спокойны".
Председатель квартирного товарищества Светлана Климова плохо скрывает неприязнь к паническим настроениям: "Претензии только ко всему есть у одной лишь Марины. Мне не страшно. Я не лежу там и не боюсь".
Светлана не без удовольствия показала цветочную клумбу и перечислила проведенные за последнее время, по большей части косметические ремонтные работы. Она напомнилат, что еще десять лет назад в доме было заселено только три квартиры из восемнадцати, не было ни окон, ни дверей. Сегодня же дом почти полностью заселен.
Обшарпанная коробка дома Лехола, 12, выделяется на фоне других домов Ахтмеской части Кохтла-Ярве. Немного удивляют ведущие в никуда двери на фасаде здания – здесь должны были быть балконы. Но, как рассказала председатель, прошлой весной подул сильный ветер и один из них рухнул.
"Был такой удар, что я не поняла: это что, война началась? Можете представить, дом подпрыгнул весь", – сообщила Марина. К счастью, никто не пострадал. Оставшиеся балконы от греха подальше срезали, но этот эпизод не стал причиной задуматься об общем состоянии дома.
"Если бы мы начали только в подвале работы делать, то никогда бы никто не купил в этом доме квартиру. Если бы мы не привели подъезды в порядок, не застеклили бы окна, то никто бы никогда жить ради подвала не пошел", – объяснила председатель товарищества.
"Стоит же как-то 20 лет"
Светлана Климова не хочет верить словам эксперта об аварийном состоянии дома: "Уже 20 лет так стоит. Стоит же 20 лет". Упрямство объясняется наличием обслуживающей компании, которая должна была предупредить людей об опасности.
Все эти годы дом обслуживала компания Ahtme Maja, по договору обязанная осуществлять "технический уход, то есть совершать действия, целью которых является сохранность инженерных систем и конструктивных элементов здания". Владелец предприятия Вера Леонова от личной встречи отказалась, но в телефонном разговоре заверила, что никакой угрозы жильцам дома на Лехола, 12 не было и нет.
"Я не опасаюсь, я не думаю, что дом будет признан аварийным. Осмотр осуществляется нашими сотрудниками, в каком состоянии крыша находится и другие конструкции. Аварийных ситуаций в доме не было", - заверила Леонова.
Любопытное заявление. Во дворе дома журналист "Инсайт" случайно наткнулся на жильца первого подъезда, имеющего квартиру на первом этаже. Он провел в свою квартиру и показал щели в ванной и на кухне - стена опустилась. И это произошло отнюдь не вчера, а семь лет назад, в 2012 году. То есть слова Леоновой о том, что аварийных ситуаций не происходило, не соответствуют действительности.
В подвале первого подъезда подпорки удерживают перекрытия, но не ту самую злосчастную балку, которая держится на честном слове. Стоит ей окончательно лопнуть, как три этажа дома окажутся в подвале. Более того, под некоторыми другими балками, которые также находятся в плачевном состоянии, нет вообще никаких подпорок. Подобная нерасторопность обслуживающей компании Ahtme Maja объясняется просто: по словам самой Леоновой, в штате фирмы нет ни одного инженера.
Таким образом, обслуживающая компания не только не выполнила один из основных пунктов договора, но даже не предупредила людей об опасности. Попросту не могла по причине своей некомпетентности. Редакция указала на это Вере Леоновой. После продолжительной паузы она тяжело вздохнула и с усталостью в голосе ответила: "На следующей неделе, вероятно, получим заключение и примем меры какие-то, естественно".
Заключение, которого ожидает Леонова - результаты внеочередного строительного аудита. Летом Департамент технического надзора предписал провести проверку по заявлению жительницы Марины Гарбузовой. За все это время как товарищество, так и обслуживающая компания и пальцем о палец не ударили.
"В юридической науке это называется преступной халатностью", - пожал плечами вице-мэр Виталий Бородин.
Денег нет, но вы молитесь
Несмотря на аварийное состояние дома, инженер Екатерина Крийс уверена, что не все потеряно: "Люди должны думать о своей безопасности и приложить все усилия, чтобы восстановить несущую способность конструкций". Однако председатель товарищества Светлана Климова разводит руками - денег нет. Она уверена, что в этой ситуации спасение утопающих - дело города.
"Денег ни у кого нет. Это не причина ничего не делать, – ответил вице-мэр Виталий Бородин, пояснив, что город не может просто взять и выделить деньги частным лицам. – Правовых оснований, которые позволяют нам давать на это деньги из городского бюджета, у нас не нашлось".
Вскоре строительный аудит может подтвердить очевидную некомпетентность обслуживающей компании Ahtme Maja. Что будет, если дом признают аварийным? На это председатель Светлана ответила: "Расселите нас, если решите, что дом аварийный".
Этой отчаянной и практически безвыходной ситуации можно было избежать. Семь лет назад, когда одна из балок прогнулась и дом, по сути, стал аварийным, обслуживающая компания Ahtme Maja могла предупредить жильцов об опасности, но она этого не сделала. В итоге практически вымерший дом теперь почти полностью заселен. Стали бы люди покупать квартиру в доме, который может рухнуть в любой момент? Вопрос риторический.
Редактор: Андрей Крашевский
В Ласнамяэ открывается прогулочная зона между Паэ и Паэкааре | Райне Пайо: в следующем году сокращений в Eesti Energia можно не бояться