В ближайшие годы исчезнут резервные мощности эстонской энергосистемы, поэтому возрастет зависимость от соседних стран. Следовательно цены на электроэнергию могут значительно вырасти по сравнению с нынешним годом, прежде всего в зимний период, предостерегает Eesti Energia.
Председатель правления Eesti Energia Хандо Суттер и председатель совета концерна Вяйно Калдоя направили в Рийгикогу, министерствам финансов и экономики, а также предприятию Elering письмо, чтобы предложить решение предстоящих вызовов.
Энергетический концерн напомнил, что не позднее 2020 года в соответствии с директивой ЕС о промышленных выбросах должны быть закрыты старые энергоблоки Нарвских электростанций из-за выработки положенных часов.
В результате мощность электростанций уменьшится на 489 МВт. Через пару лет предприятие закроет последние выработавшие свое энергоблоки, и мощность снизится еще на 130 МВт.
"К 2030 году закроем из-за выработки жизненного цикла еще энергоблоки, общая мощность которых составляет 670 МВт в час. Это означает, что в ближайшие годы мощность Нарвских электростанций снизится до 1330 МВт, а к 2030 году – до 660 МВт", - отмечают в своем письме Суттер и Калдоя.
Авторы письма приводят пример, что в конце февраля этого года максимальное потребление мощности в Эстонии составило 1544 МВт в час, и через несколько дней достигла максимальных 1860 Мвт.
Энергетический концерн отмечает, что из-за закрытия старых блоков Нарвских электростанций эстонская энергосистема лишится резервных мощностей, и в случае необходимости придется надеяться на помощь энергосистем соседних стран.
Ситуацию с резервными мощностями в регионе обостряет введение в эксплуатацию в течение года третьего реактора атомной станции в Олкилуото. Для его аварийного резерва, вероятно, будут использовать часть нынешних текущих резервов пиковой нагрузки как в Финляндии, так и в соседних странах. Учитывая возможный дефицит электроэнергии, финский системный оператор Fingrid выразил готовность использовать для этого и имеющиеся в Эстонии мощности.
Ситуация, по оценке Eesti Energia, может еще сильнее обостриться, если резко увеличившиеся в начале этого года цены на выбросы CO2 будут расти и дальше. Это может привести к ситуации, когда старые энергоблоки, которые по нынешним планам должны быть закрыты к 2030 году, придется по экономическим причинам закрыть гораздо раньше.
"Цены на рынке электроэнергии в настоящее время не оправдывают строительство новых крупных электростанций. Таким образом, при реализации вышеописанного сценария увеличится зависимость Эстонии от энергосистем соседних стран, а цены на электроэнергию могут значительно вырасти по сравнению с этим годом, прежде всего, в зимний период", - говорится в письме.
Суттер и Калдоя привели пример, что во многих других странах Европейского союза, для решения проблемы структурного дефицита и проблемы пиковых нагрузок ввели либо плату за мощность, либо плату за использование электроэнергии при пиковых нагрузках. В отличие от соседних стран в Эстонии эти возможности до сих пор не рассматривались.
Исходя из вышеперечисленного, концерн Eesti Energia предложил компании Elering вместе с правительством разработать меры, такие как, например, покупку новых пиковых нагрузок или резервных мощностей через организацию международных тендеров.
"Эти меры обеспечат, чтобы в Эстонии и в 2020 году, и после было достаточное количество производственных единиц электроэнергии как при нормальных условиях, так и в условиях пиковых нагрузок в холодное время года. Если не предпринять эти шаги, то, вполне вероятно, что цены на рынке электроэнергии Эстонии в зимнее время будут очень высокими", - предупреждают руководители концерна.
Шведский системный оператор Svenska Kraftnät также предупредил несколько дней назад, что Швеция и Северные страны из крупнейших производителей электроэнергии могут в течение нескольких лет в зимний период превращаться в импортеров электроэнергии.
Минэкономики: критерием истины является практика
Руководитель отдела энергетики Минэкономики Тимо Татар сказал ERR, что он в курсе обращения руководителей Eesti Energia и благодарен им за то, что они обратили внимание на проблему.
Татар отметил, что в Эстонии Elering выполняет задачу по прогнозированию и обеспечению безопасности поставок, но, безусловно, закрытие устаревших мощностей Нарвских электростанций окажет свое влияние на безопасность снабжения, и Elering должен это учитывать при составлении ежегодного анализа безопасности.
"Это не стало неожиданностью. Elering оценивает безопасность поставок как внутреннего производственного потенциала, так и энергетических соединений с другими государствами-членами ЕС, а также имеющиеся там возможности", - отметил он.
При оценке региональных поставок Elering сотрудничает с финским сетевым оператором Fingrid. Отчет по этому году традиционно будет опубликован в начале июня.
"Тогда мы получим экспертные оценки Эстонии и Финляндии по перспективам нашего региона. В случае, если выясняется, что необходимо вмешательство, в законодательстве Эстонии есть необходимые механизмы. При необходимости они будут запущены", - пояснил Татар.
Татар отметил, что, присоединившись к скандинавским странам, Эстония стала полностью интегрированной в скандинавский рынок электроэнергии. Это означает, что дефицит мощности не может происходить только в одной части рынка, и отсутствие мощностей не может быть устранено с учетом только одной части рынка.
"Образно говоря, рынок электроэнергии Балтийских и Северных стран составляет несколько сот квадратных метров жилья, из которых нам принадлежат несколько квадратных метров. Если температура в помещении начинает падать, мы на своей маленькой площади не в состоянии обогревать все помещение. Мы можем потратить много денег и усилий, но эффект будет мизерным. При возникновении дефицита цены растут и у нас. Дополнительная энергия в большом рыночном пространстве просто рассеивается", - объяснил Татар.
Эксперт по энергетике подчеркнул, что критерием истины является практика, а в Эстонии сегодня производится электроэнергии больше нашего пикового потребления в самые холодные дни зимы.
"Таким образом, зимой в самые холодные часы цена на электроэнергию увеличивается в несколько раз, так как спрос является региональным, дефицит также является региональным. Другой вариант – изолировать себя от соседей и оставаться изолированными как в хорошие, так и в плохие времена. Изоляция от соседей никогда не была определяющей идеей в эстонской энергетической политике. Не должна быть она определяющей и сегодня", - сказал Татар.
Он добавил, что решение региональных проблем может быть только региональным, и подтвердил, что Эстония готова к сотрудничеству.
Редактор: Надежда Берсенёва
"Народу важно": что надо предпринять, чтобы уберечь леса от загрязнения? | Миллион евро на ветер: электронная платформа для судебных исполнителей так и не заработала