Житель Нарвы стал одной из многочисленных жертв мошенников, которые по телефону предлагают услуги торговли на различных рынках. Герой истории "Инсайта" продал машину, набрал SMS-кредитов и влез в долги перед знакомыми и родственниками, навсегда лишившись около 30 000 евро.
Самая уязвимая группа для телефонных гипнотизеров – пожилые русскоязычные люди. Ни предотвратить, ни минимизировать ущерб, ни найти виновных зачастую не получается. Не могут помочь ни полиция, ни банки, ни контролирующие органы.
Летом 2017 года года обычный нарвитянин, всю жизнь проработавший на железной дороге и никогда не занимавший денег, пал жертвой телефонных мошенников, которые позвонили и предложили игру на валютной бирже его деньгами. Обещали вернуть чуть ли не в троекратном размере наличными.
Как работает схема
Начинается все с обычного разговора: как дела, как обстановка? Затем предлагается зайти в интернет и посмотреть, как ведется торговля на сайте. Открываются перспективы заработать. Для этого нужно переслать деньги на счет.
Спустя время человек видит, что его сумма увеличивается, и вкладывает уже существенно большую сумму.
Сын нарвитянина, Михаил, вспоминает, что отец пару раз звонил и просил денег в долг. В итоге он сделал около 10 переводов - точно уже не вспомнить.
В случае, о котором рассказывает "Инсайт", помимо денег, одолженных у сына-предпринимателя, жертва мошенников вложил все свои накопления - около 4000 евро, плюс взял 5000 евро SMS-кредитами и еще более 23 000 просто "напросил".
"В итоге пострадали около 25 человек, кому отец остался должен. Слава богу, смогли спасти квартиру", - рассказывает Михаил.
Почему люди ведутся на развод?
Когда обычные аргументы у мошенников заканчиваются, жертву начинают пугать неприятностями. А люди, далекие от темы, пугаются и поддаются, прокомменитровала ситуацию присяжный адвокат Эльвира Тульвик.
По словам руководителя дивизиона надзора за рынком Финансовой инспекции Кристьяна-Эрика Суурвяли, мошенники часто звонят именно русскоговорящим людям. При этом на телефоне высвечиваются эстонские настольные номера, хотя звонят из-за границы. "Больше всего беспокоят люди старшего поколения, пенсионеры, у которых много свободного времени и которые с удовольствием поговорят по телефону".
Не ищут пожарные, не ищет полиция
Из-за того, что мошенники находятся неизвестно где, появляются как голоса из телефонной трубки и исчезают там же, отслеживать их практически невозможно. Финансовая инспекция ищет мошеннические сайты по мере сил, но бессистемно.
Банки не отслеживают мошенников, так как это вообще не их задача.
Да и бездеятельности полиции на самом деле есть объяснение: таких мошеннических групп очень много, и они могут находиться где угодно. "Проблема в том, что эти мошенники как правило действуют из вне Эстонии, куда юрисдикция нашей полиции не доходит", - поясняет Эльвира Тульвик.
Хозяйке на заметку: как вычислить обман?
Финансовая инспекция считает, что нужно обратиться к простой логике.
"Всегда нужно задаваться вопросом: почему я перечисляю деньги постороннему человеку после телефонного звонка, если у нас в Эстонии есть компании, которые оказывают такие же услуги?" - советует Суурвяли.
Кроме того, по словам Эльвиры Тульвик, инвестиционные услуги нельзя рекламировать по телефону и другим каналам связи: "То есть если вам звонят, это уже неправильно".
"Гарантирование дохода, проценты, особенно если это гарантированные проценты, и они гораздо выше чем стандартные банковские или проценты, которые предлагают известные управляющие компании - все это тоже должно насторожить", - говорит руководитель отдела по работе с клиентами Admiral Markets Роман Исаков.
"Если у того, кто предлагает инвестиционную услугу, в Эстонии нет зарегистрированного юридического лица, которое находится под юрисдикцией эстонской финансовой инспекции, то скорее всего ничего хорошего из этого не выйдет", - еще раз подчеркивает присяжный адвокат Эльвира Тульвик.
Редактор: Екатерина Таклая
Полиция просит помощи в установлении личности мужчин, укравших наличные в Нарве | Stockmann уходит из России, чтобы сосредоточиться на развитии магазинов в Финляндии и Балтии