На днях вышла статья в одном из эстонских СМИ, в которой приводятся высказывания людей о том, что Нарва вымирает и объясняется, почему. К сожалению, нынешние СМИ распространяют зачастую плохо проверенную информацию, основанную на произвольной выборке респондентов и не подкрепленной серьезными статистическими данными.
Например, мой персональный опыт общения с друзьями говорит о том, что большинство сменивших нарвскую прописку на таллинскую сделали это исключительно ради получения различных пособий, компенсаций и льгот. К сожалению, провинциальные города Эстонии не могут конкурировать по размеру данных предложений со столицей. Однако по большей части эти люди живут по-прежнему в Нарве или приезжают сюда почти каждую неделю в свой родной дом, оставаясь де факто, а не де юре нарвитянами. Они заинтересованы в доступе к влиянию на ситуацию в своем родном городе не меньше, чем в Таллине, где ты регистрируешься, скажем, будучи студентом.
Это касается и такого демографического аспекта как рождаемость младенцев. Те данные, которые предоставляет Нарвская больница по родам, не соответствует действительному приросту локального населения, так как очень многие просто рожают не в Нарве, выбирая более качественные медицинские учреждения, но жить-то приезжают в Нарву! А уровень медицины в Нарве с каждым годом все падает, как ни грустно, приходится констатировать. В третьем по величине городе главная больница внесена в третью категорию медицинских учреждений, в которую входят только сельские и деревенские медицинские центры. Соответственное и финансирование со стороны государства, на уровне деревни. Сколько ни говорили о том, что нужно поднять класс больницы, никаких сдвигов в этом направлении нет. Даже наоборот, Главная нарвская больница теперь гордится тем, что она является самой крупной больницей третьей категории. Честное слово, напоминает анекдот про то, как пациент с онурезом лечился у психоаналитика. Друг его спрашивает после курса лечения: «Ну что, больше не писаешься в кровать?», — а тот отвечает, — «Писаюсь и теперь я этим горжусь!»
Но все же люди в Нарве, как ни странно, живут. Город вовсе не выглядит вымершим, на улицах в час пик чуть не пробки, магазины переполнены, парковки заняты, в выходные все кафе, рестораны, гамбургерные заполнены людьми. Здесь регулярно играет живая музыка самого разнообразного репертуара, приезжают театры. Я не хочу говорить, что Нарва — город сказка и то, что все здесь замечательно. Нет, тут много своих городских проблем, как и в любом другом населенном пункте.
И конечно нынешней Нарве далеко до советской Нарвы по размаху предпринимательства и строительства. Отток людей есть, но и слово «вымирание» мне очень неприятно. Для многих молодых людей Нарва остаётся родным домом, куда хочется вернуться и найти себя. И хотелось бы, чтобы именно на них наше государство направляло свою помощь и заботу. Чтобы люди могли рождаться, учиться, работать и лечиться так, чтобы не нужно было уезжать из города. Люди есть, люди живы, просто создайте им приемлемые условия для труда и отдыха. Вот тогда и заживем, не вымирая.
Автор — студент факультета государственного управления Таллинского университета, член Объединённой Левой партии Эстонии (ОЛПЭ).
В совете Нарвского музея поменяли председателя | «Суперджет» из Таллина едва не столкнулся «Боингом» в небе близ Москвы — источник