В субботу, в день очередной годовщины второй депортации жителей Эстонии, Ратушная площадь в Нарве осветилась множеством поминальных свечей - в честь жертв этой трагедии. Акцию организовала молодежь, участвовавшая в семинаре-обучении Молодёжного объединения «Открытая Республика».
Энтузиасты зажигали свечи, случайные прохожие старались расшифровать смысл этой акции.
Татьяна Завьялова
Численность жертв второй депортации, 49-го года, в Нарве была значительно меньшей, чем первой, произошедшей в 1941 году — город к этому времени практически обезлюдел. Но организаторы акции в Нарве провели ее 25-го марта, присоединившись таким образом к общереспубликанской и обозначив как дань памяти жертвам всех депортаций. Организаторы пригласили молодёжь - местную и приезжую, организовав автобусы из Таллинна и Нарвы, поговорить о политике памяти в Эстонии. Стоит отметить, что подобные акции проводятся в Эстонии уже 6 лет, в Нарве она прошла впервые, на базе Нарвского коледжа ТУ.
Надо сказать, что большого отклика такая инициатива у нарвской молодежи пока не нашла, о чем свидетельствует число участников семинара - не более двух десятков.
На зажжении свечей народа было чуть больше, были и сторонние наблюдатели, пытающиеся отгадать: в честь чего все это делается и с какой подоплекой?
Согласно заявленной повестке, участники семинара должны были заняться поиском ответа на вопрос: «Как сделать так, чтобы история нас учила, а не разъединяла?». Казалось бы, по силам ли эта застарелая проблема молодежи, и что может изменить одна встреча? Ведь за 69 лет, прошедших со времени второй депортации, было немало попыток достичь, наконец, общественного примирения.
Например, таким способом, который предлагает политик Яна Тоом: «Мы не должны всё время оглядываться назад... Было, что было, живём дальше».
Однако немало среди сегодняшних жителей Эстонии и сторонников такой позиции: «Замалчивать события тех лет - безнравственно и небезопасно, ибо в таком случае возрастает риск их повторения».
Хватает и ревностных хранителей памяти, педалирующих тему депортации в собственных интересах; некоторым политикам, к примеру, это помогает иметь свой стабильный электорат.
Евгений Криштафович, один из основателей «Открытой Республики», считает, что участники семинара собрались в Нарве 25 марта не напрасно.
- Наша акция - это знак примирения и солидарности, а совсем не попытка нагнетания обстановки, как поспешили предположить некоторые. Я смотрю вокруг и вижу здесь десятки людей, в том числе детей, большинство из них - местные. Это показывает, что нарвитянам небезынтересна история Эстонии, в том числе ее трагические страницы. Ведь среди жертв депортации были люди самых разных национальностей, - говорит он.
На вопрос: выработали ли участники семинара рецепт, как нужно все-таки действовать, чтобы трагические события в истории нашей страны сближали, а не разъединяли, политик ответил: нужно говорить об этом, и самые острые вопросы обсуждать.
Надо сказать, такие обсуждения в Нарвском колледже удалось провести в режиме диалога. По крайней мере, в этой небольшой аудитории были высказаны приемлемые для другой стороны варианты решения вопросов: надо ли извиняться русским за депортации? Как реагировать эстонцам на празднование русскими 9 Мая?
- Поколение родившихся после 90-х годов , - это «непуганое поколение». Они не понимают, зачем нужен этот конфликт многолетней давности. У них нет неприязни к представителям другой общины, эта целевая группа ждет того же от всего общества. Ради этого мы проводим и такие семинары, и такие обсуждения по всей Эстонии, - сказал Е.Криштафович.
Большая мартовская депортация (операция «Прибой») — высылка части гражданского населения Эстонии, Латвии и Литвы в Сибирь и отдалённые районы Севера, организованная властями СССР в марте 1949 года, в ходе которой было депортировано 94 779 человек.
Татьяна Завьялова
Что важнее — спокойствие людей или доступность экстренной помощи? | Впервые в Нарве: кулинарные мастер-классы для всех