Представители Соседского дозора при помощи полиции на прошлой неделе агитировали нарвитян вступать в эту организацию, чтобы вместе следить за жильём и сообщать о подозрительных личностях. Но люди зачастую предпочитают молчать о том, что видели - ведь закон позволяет вору или хулигану узнать, кто именно на него заявил.
Таблички с надписью “Соседский дозор” в Нарве остались со времён, когда организация в городе была активна. Сейчас полиция надеется на её возрождение. Николай Андреев
Около 30 представителей квартирных и садовых товариществ пришли на прошлой неделе на инфодень, организованный некоммерческой организацией Соседский дозор, полицией и городскими властями.
Мэр города Тармо Таммисте, приветствуя собравшихся, заявил, что государство в последнее время всё больше и больше своих функций возлагает на добровольцев: добровольных пожарных, помощников полицейских.
- Этак скоро каждый из нас сможет объявить себя скорой помощью и поставить мигалку на крышу, - сказал мэр. - Я считаю, что это неправильно. Люди чувствуют себя неуютно. Чтобы действительно помочь им, нужно забрать деньги у Министерства обороны и отдать их МВД, потому что очередной ржавый танк пожар не потушит.
Руководитель Нарвской полиции такое резкое суждение не поддержал, но признал, что полицейских не хватает, поэтому и для жителей страны, и для полиции лучше тратить силы и деньги на предотвращение преступлений.
Именно предотвращение преступлений и ставит своей целью Соседский дозор. Некоммерческая организация объединяет жителей частных домов, квартирные и садовые товарищества. В отличие, например, от охранных фирм, непосредственно охраной жилья организация не занимается, поэтому на вопрос одного из участников собрания “Дадут ли нам корочки?” исполнительный директор Соседского дозора Марек Вяльяри смог только улыбнуться. Организация проводит обучение, пишет статьи в газеты и другими способами пропагандирует мысль, что людям выгоднее совместно защищать жильё и имущество от преступников.
По мнению Вяльяри, который в прошлом входил в руководство крупной охранной фирмы, влиять на преступность можно через среду, которая нас окружает. Он процитировал своего бывшего начальника, который говорил, что безопасность начинается с белого воротничка.
- Есть так называемая теория разбитого окна - если в заброшенном доме разобьют одно окно и его никто не заменит, скоро все окна будут разбиты, - рассказал представитель Соседского дозора и подкрепил теорию доказательством из местной жизни. - Если кто-то выбросит в лесу один пакет мусора, очень быстро на этом месте образуется стихийная свалка.
Помимо поддержания порядка во всём, Марек Вяльяри призывает использовать надёжные замки, сигнализацию, не оставлять вещи без присмотра. Но важнее всего, по его мнению, обмениваться с соседями номерами телефонов и просто общаться.
- Увидели в подъезде незнакомого человека - поздоровайтесь. Спросите, к кому он пришёл, - советует Марек Вальяри. - Вор в большинстве случаев отказывается от совершения кражи, если понимает, что его увидели и запомнили.
На первый взгляд, от разговоров безопаснее стать не может. Марек Вяльяри, тем не менее, рассказывает об успехах. Рекорд, по его словам, установила волость Падизе, где после распространения Соседского дозора преступность упала сразу на 50%, хотя, возможно, тому были и другие причины.
Идея в том, что деревня, улица, район безопаснее, когда люди знают друг друга, видят, что происходит вокруг, обсуждают происшествия, замечают посторонних и при подозрениях звонят соседу или прямо в полицию.
- Шторы, высокие заборы - то, чем люди отгораживаются от мира и создают чувство безопасности, на самом деле не ведёт к безопасности, - говорит Марек Вяльяри.
- Всё это красиво, - ответил на теоретические выкладки председатель одного из нарвских СТ. - Но есть непроходимое непонимание людей, которые даже не хотят заявлять в полицию о кражах - всё равно, мол, ничего не найдут.
Руководитель нарвской полиции Сергей Андреев отметил, что информация должна двигаться в любом случае. Потерпевший может сообщить о краже и отказаться от возбуждения дела - просто чтобы полиция могла реализовать полученную информацию в других эпизодах.
- Например, благодаря такой информации мы недавно поймали дачных воров, - сказал майор Андреев.
В разразившейся вдруг бурной дискуссии выяснилось, что отказ давать показания - явление распространённое. Причём причиной чаще служит не мнение о бесперспективности расследования, а страх навлечь на себя гнев воров или хулиганов. Несколько участников встречи рассказали, как жителям их домов злоумышленники били стёкла или поджигали двери после того, как жители выступали свидетелями в расследовании краж из соседских квартир или автомобилей.
- Люди боятся, что им, не дай Бог, придётся что-то подписывать, - рассказала одна из участниц встречи. - Одна женщина в нашем доме видела кражу, рассказала о ней чуть ли не шёпотом, но давать показания полиции наотрез отказалась.
Полицию участники встречи подвергли резкой критике за то, что она не может защитить от такой опасности.
- У нас нет защиты свидетеля и заявителя, - признала Елена Роос-Метсма, руководитель участковых констеблей Нарвского отдела полиции.
Свидетель имеет право потребовать анонимности.
Даже при звонке на номер 112 любой человек может потребовать не записывать его личные данные. Кроме того, существует телефон доверия - позвонив на номер 612 3000, можно оставить анонимное сообщение о преступлении.
К сожалению, обвиняемый может по показаниям против него догадаться, кто именно дал их. А после вступления в силу решения суда у него есть право ознакомиться со своим делом. У потерпевших и свидетелей, кстати, такого права нет.
- Но почему один человек держит в страхе весь дом? - эмоционально спросила Елена Ро-ос-Метсма. - Страх - это норма- льно, но не когда он переходит все границы, и заставляет закрывать глаза на преступления.
Не похоже, однако, что полицейским удалось заразить председателей товариществ своей решимостью. После окончания выступлений, когда была возможность пообщаться за чашкой чая, представители КТ буквально завалили начальника полиции вопросами и просьбами обратить внимание на те или иные проблемы.
Николай Андреев
Зачем суперкару багажник, если в него ничего не влезает | В Нарве будет построен центр Toyota