Новость о том, что баня на ул. Кересе, 27 в Нарве с 18 марта закрывается, имела эффект грома среди ясного неба, и многим горожанам показалась невероятной. Ибо всякий, даже не пользующийся ее услугами человек, понимал: третий по величине и численности населения город Эстонии без общественно доступной бани оставлять нельзя.
Несмотря на все проблемы, баня на Кереса,27 продолжала пользоваться популярностью у нарвитян. Николай Андреев
Неприятная новость оказалась неожиданной для всех - общественности города, привыкшей узнавать обо всех более-менее значимых событиях из радио либо газет, для постоянных клиентов заведения и даже для властей города.
Все стало известно случайно в предыдущую пятницу, 4 марта, когда люди в очередной раз пришли помыться-попариться и увидели на двери короткое, без всяких пояснений, объявление. А представители городских властей узнали о предстоящем закрытии бани из докатившихся до них слухов либо от пытавшихся получить соответствующие разъяснения журналистов.
Нужно ли говорить, какое возмущение вызвало у людей решение о закрытии бани! Ее постоянные клиенты тут же в знак протеста принялись собирать подписи - их к настоящему моменту набралось уже несколько сотен, создавать инициативные группы, составлять петиции и обращения сохранить баню и оказываемые ею оздоровительные услуги.
А многие, не особо вникая в суть дела, принялись открыто проклинать власти, вознамерившиеся закрыть «в третьем по величине городе Эстонии» доступную для всех слоев населения общественную баню. При этом не зная либо забыв о том, что баня на Кересе, 27 лишь считается городской, а по сути последние полтора десятка лет, после продажи акций, является частной собственностью. Первоначально - акционерного общества Narva Saun, которое, по информации специалиста отдела городского хозяйства Нарвской горуправы Натальи Масленниковой, 30.11.2015 года в эстонском Коммерческом регистре было погашено и зарегистрировано в Латвии под названием Mobimobas CIA. Владельцем фирмы, предполагают многие, как был, так и остается некогда известный в Нарве спортсмен Николай Наумов. Предприниматель, все эти годы продолжавший оказывать горожанам помывочные услуги не потому, что сильно радел об их интересах, а лишь, полагаем, потому, что обязан был выполнять обязательства, закрепленные условиями договора купли-продажи означенного объекта недвижимости.
Кому может понравиться проржавевшая вентиляция, вздувшаяся и отвалившаяся плитка, неровный пол, во многих местах покрытый плесенью потолок? Но сотни любителей банных услуг, тем не менее, продолжали ходить на Кересе,27, радуясь хорошему пару, заботе и радушию персонала, удобному графику работы заведения. |
Судя по всему, теперь, по истечении 15-летнего срока действия договора, который, по словам руководителя отдела городского хозяйства Елены Скулачёвой, заканчивается 30 марта с.г., продолжать работу бани он не намерен.
Впрочем, надо полагать, прекращение срока действия договора – это всего лишь одна из причин закрытия заведения, но не единственная. Доведись нам поговорить с его собственником либо директором бани, телефоны которых все последние дни на звонки не отвечали, мы наверняка могли бы услышать слова о бесперспективности банного бизнеса, о постоянном сокращении числа клиентов, росте цен на воду, электричество, отопление, о низком уровне доходов большинства горожан и, как следствие, невозможности повышения цен на билеты.
Все это так, но лишь отчасти. Сегодня многие деловые люди говорят о том, что, получив в собственность прекрасное, если не сказать уникальное в масштабах нашей страны здание бани с несколькими помывочными отделениями и парилками, вспомогательными помещениями и индивидуальными номерами, с буфетом, просторным вестибюлем и гардеробом, его владелец не сумел грамотно вести дела. Законсервировав большую часть из имеющихся площадей двухэтажного здания, под банные услуги отвел лишь часть второго этажа, заставив все остальные помещения пустовать и разрушаться либо превратив их в хранилище старой мебели и оборудования. И, получая средства от продажи билетов (цену которых он все-таки повышал!), от сдачи в аренду помещений парикмахерской и бывшего бара-буфета, время от времени лишь по минимуму вкладывался в ремонт.
Процветанию заведения и привлечению новых клиентов это обстоятельство явно не способствовало. Кому может понравиться проржавевшая вентиляция, вздувшаяся и отвалившаяся плитка, неровный пол, во многих местах покрытый плесенью потолок? Поэтому кто-то из бывших любителей нарвской бани предпочел ходить и ездить в Ольгино, где хоть и тесновато, зато дешевле и чище, другие переметнулись в Нарва-Йыэсуу. Но сотни любителей банных услуг, тем не менее, продолжали ходить на Кересе,27, радуясь хорошему пару, заботе и радушию персонала, удобному графику работы заведения.
Что теперь будет со зданием бани, доподлинно не известно. Немало обеспокоенный возникшей ситуацией председатель городского собрания Александр Ефимов, с которым нам удалось побеседовать в минувшую пятницу, признался, что «собственник своих планов относительно дальнейшего использования здания не раскрывает». Что же касается горожан, то они высказывают самые разнообразные предположения. Говорят, например, о возможности открытия здесь физкультурно-оздоровительного комплекса – почему бы и нет? Бывшему спортсмену г-ну Наумову это, что называется, «с руки». Говорят и о том, что уже сейчас к зданию приценивается некий состоятельный бизнесмен из Кохтла-Ярве, намеревающийся не только сохранить, но и значительно расширить комплекс помывочно-оздоровительных процедур. Но как все окажется на самом деле, никто точно не знает. Как говорится, поживем – увидим.
Обратившись за комментариями к городскому врачу Нарвы Андрею Антонову, услышали в ответ, что в баню он не ходит. И, судя по фотографиям одного из интернет-сайтов, свидетельствующих о её нынешнем состоянии, определенно может заявить: в такую баню он ни за что бы не пошел. По его мнению, ее не ремонтировать, а сносить надо.
И что же в результате - оставить Нарву без общественно доступной бани? Но как это будет соотноситься с современными требованиями: она в городе обязана быть или нет? Нынешнее законодательство Эстонии, сообщил Антонов, это никак не комментирует.
А вот Александр Ефимов и председатель депутатской комиссии по градостроительству и развитию Владимир Мижуй, как и рядовые нарвитяне, убеждены: исходя из гигиенических, санитарно-эпидемиологических, оздоровительных и многих других соображений, город без бани оставлять нельзя!
И поэтому, по словам А. Ефимова, уже в ближайшее время в горуправе собираются приступить к обсуждению вопроса – строить ли для нее новое здание (на что денег, утверждает Владимир Мижуй, в городской казне нет), найти ли и переоборудовать какое-то из имеющихся зданий, либо искать другие возможности решения внезапно и так остро вставшей проблемы.
Екатерина Москаленко
В Марокко художник раскрасил заброшенную церковь | Причиной крушения Boeing в Ростове-на-Дону мог стать ураганный ветер и ошибка пилотов