Несколько недель назад «Столица» посетила Нарву, где столкнулась с жалобами горожан о том, что лечиться вот-вот будет негде: из существующих сейчас 18 специальностей в Нарвской больнице под угрозой закрытия 10. Наибольшее негодование в городе вызвала новость о том, что и рожать теперь, возможно, придется ездить за сто километров.
Майя Стародумова, maia.starodumova@tallinnlv.ee
Министр здравоохранения социал-демократ Евгений Осиновский подлил масла в огонь, отметив в прессе, что нарвитяне сами не доверяют городской больнице, предпочитая лечение в других клиниках.
«У нас есть план объединить Нарвскую больницу с Ида-Вируской центральной больницей. Это никак не значит закрытие Нарвской больницы, такого рода объединения проходят по всей Эстонии. Например, Выруская больница объединена с Клиникой Тартуского университета. Этот процесс будет продолжаться, ведь основная цель - повышение качества медицинской услуги», - объяснял Осиновсккий.
Осталось непонятным, как министр собирается улучшать качество врачебной помощи, если своими манипуляциями государство просто-напросто уменьшит ее доступность? Оказалось, что чиновники перевернули все с ног на голову вовсе и назвали планируемые реорганизации ничем иным как программой «географической доступности специализированной медицинской помощи».
Руководитель службы по связям с общественностью Эстонской больничной кассы Керту Ээнсаар объясняет, что основной принцип упомянутой программы – обеспечить всем жителям Эстонии равные возможности доступа к медицинским услугам.
Поверить на слово
«Уездные больницы – т.н. общие больницы должны предлагать людям амбулаторную специализированную медицинскую помощь по всем основным направлениям – дерматология, восстановительное лечение, общая хирургия, психиатрия, гинекология и т.п., а задача районных и центральных больниц – гарантировать помощь узкоспециализированных врачей, когда требуется специфическая диагностика и аппаратура», - объясняет Керту. А решать, кому в какую больницу надо, будет семейный врач.
Мы спросили у Керту какие специалисты уже прекратили оказывать свои услуги в упомянутой Нарвской больнице. Представитель Больничной кассы ответила, мягко говоря, уклончиво: «В Ида-Вирумаа услуги врачей-специалистов оказывает Нарвская больница в сотрудничестве с Ида-Вируской Центральной. Они в сотрудничестве с Больничной кассой договорились о том, как гарантировать жителям Нарвы доступность услуг по здравоохранению, исходя из принципов программы географической доступности».
Советник по связям с общественностью Министерства социальных дел Карель Ханни пошел еще дальше, заявив, что предлагавшиеся в Нарвской больнице в 2015 году услуги всех врачей специалистов, сохраняются и в 2016 году – включая и родильное отделение.
Забавно, что само медучреждение эту информацию не подтверждает. Главный врач Нарвской Больницы Пилле Летюка сказала, что на данных момент договор о финансировании учреждения в 2016 году еще не подписан, поэтому говорить можно только о его проекте. «По последним данным не будет со второго полугодия Больничная касса покупать у нас амбулаторные приемы пульмонолога и стационарное восстановительное лечение, а также уменьшится объём услуг педиатров. Что до родильного отделения, то министр Осиновский сказал, что оно останется в Нарве как минимум до 2030 года. Опасения были связаны с тем, что программа географической доступности помощи врачей-специалистов относит стационарную родильную помощь и гинекологию к специальностям третьего уровня, а, значит, они должны быть доступны в четырех местах в стране», - сказала Леюка, отметив, что разработке упомянутой программы Нарвская больница участия не принимала.
Тем временем руководитель службы по связям с общественностью Эстонской больничной кассы Керту Ээнсаар утверждает, что методику Больничная касса разрабатывала вместе с Министерством социальных дел, представив ее более 20 организациям, включая Союз больниц, Союз пациентов и Союз врачей.
Нестыковочка
Интересно, что последние-то об этом и не знали. Так, руководитель Союза пациентов Эстонии Пилле Ильвес сказала, что организация не принимала участия в составлении программы о географической доступности помощи специалистов и предлагающаяся новая система им не ясна. У Союза пациентов также отсутствует информация о том, как в будущем будут организованы услуги роженицам.
«Если количество родильных домов действительно сократят, то доступность медпомощи ухудшиться из-за удлинившегося пути до больницы. По нашим данным пациенты в целом предпочитают лечиться насколько это возможно ближе к дому и на родном языке. Из своего города люди едут к врачу в другой только тогда, когда у них на месте нельзя быть уверенным в качестве или когда не предлагается необходимый перевод», - сказала Ильвес.
Генеральный секретарь Союза врачей Эстонии Катрин Рехемаа тоже заявила, что Больничная касса и Министерство не консультировались с организацией при разработке программы.
«По словам руководителей больниц Больничная касса на 2016 год предложила договоры, согласно которым финансирование врачей-специалистов уменьшилось. В каких больницах, на сколько, по каким специальностям – мы не знаем. Союз врачей не учувствовал в составлении программы географической доступности помощи врачей-специалистов и с врачами изменения не обсуждал.
В этом году будет профинансировано на 97 тысяч амбулаторных случаев болезней меньше, чем в прошлом, что означает увеличение плановых очередей к врачам-специалистам.
Министр Оссиновский говорит, что Нарвская больница может договориться с Ида-Таллиннской центральной – только вот на основе какого механизма эта совместная работа будет происходить?», - говорит Рехемаа.
Две медали
В Министерстве социальных дел, тем временем, уверены, что дело пойдет. «Нарвская больница, как общая больница, должна покрывать половину нужд жителей уезда. По данным Больничной кассы же, например, на амбулаторный прием к кожному врачу жители Ида-Вирумаа сходили в 2014 году 39 тысяч раз. Половину случаев, т.е. 19 тысяч визитов, должна была обслужить Нарвская больница. В реальности же здесь имело место только 5400 амбулаторных приемов дерматолога, что составляет всего 30% от числа нуждающихся. Они в свою очередь получили помощь в Ида-Вируской центральной больнице или в других уездах.Мы хотим, чтобы Нарвская больница не несла целиком ответственность за Нарву и окрестности по части предложения услуг здравоохранения, а, например, уплотнила бы сотрудничество с семейными врачами и больницами уровнем выше», - говорит Ханно.
Он поясняет, что в тех областях, где на Нарву требуется всего один-два врача-специалиста, больница могла бы сотрудничать с Ида-Вируской Центральной больницей. По мнению Министерства, главное не то, чтобы больница предлагала услуги всех врачей-специалистов, а чтобы эти наличие этих специалистов соответствовало нуждам региона и их помощь была качественной.
Главврач Летюка же, говорит, что, разумеется, в тяжелых случаях люди получают услуги в центральных и районных больницах, но списывать со счетов свыше 82 тысяч амбулаторных визитов и 11 500 случаев стационарного лечения в Нарвской больнице за год однозначно не стоит – почему-то эти цифры Министерство социальных дел «Столице» не прислало.
Рожать где
А, если вернуться к упомянутым Союзом пациентов родильным домам, то есть ли риск, что в итоге в стране действительно останется всего 4 родильных отделения?
«Качественную помощь роженицам, по мнению эстонских гинекологов, можно гарантировать тогда, когда соответствующие отделения имеют нагрузку в 500 рождений в год. Это обеспечивает врачам полную нагрузку, сохранение квалификации и ресурсы используются оптимально. Исходя из количества застрахованных и уровня рождаемости в стране, организация системы услуг роженицам требует анализа”, - сказала Керту Ээнсаар из Больничной кассы, отметив, что амбулаторная гинекология так же, как и услуги экстренной медицины должны быть доступны в каждом мааконде.
Министерство тоже планирует «анализы» - с целью обсудить «проблемные места» представители ведомства посетят в первом квартале текущего года все уездные больницы.
«Цель программы – это гарантировать качественную, оптимальную и географически для всех равную доступность, которая будет сохраняться долговременно. Она достижима, если медучреждениям в разных районах гарантирована достаточная рабочая нагрузка», - констатирует Карел Ханни.
«Столице» так и осталось непонятным – когда реорганизация начнется в полную силу, какие врачи-специалисты и в каких больницах скоро исчезнут, будут ли женщины рождать близко к дому только еще ближайшие 13 лет?
Что дальше
Доктор и депутат Рийгикогу Виктор Васильев подводит черту под дискуссией:
«Дело именно в том, что ничего не понятно. Никто конкретно не говорит, как же изменится система, потому что никто ответственности нести не хочет. Да, тут действительно трудно что-то прогнозировать ведь деревня вымирает и держать там специалистов накладно, плюс страдает их квалификация – в больших центрах они могли бы делать операции каждый день, а на селе хорошо, если раз в неделю. Другое дело, что Нарва – это не деревня. Но там отлично развито сотрудничество с Тартускими клиниками, врачи которых регулярно принимают в Нарве. У последней, однако, уменьшается денежный оборот собственной больницы, что ей и не нравится. Как я уже не раз говорил, медицину в нашей стране превратили в рынок здравоохранения. А жителям Нарвы по сути все равно, кто им будет услуги оказывать – местные или приезжие. А в целом, конечно, я за то, чтобы специалисты были уже на месте – чтобы никуда не надо было ехать, и никого не надо было ждать».
Вице-мэра Нарвы Татьяна Пацановская в комментарии газете «Кренгольмский проспект» соглашается с Васильевым, говоря, что медпомощь людям должна быть доступна по месту жительства.
«Нарвская больница — это городское учреждение. И если нужно будет вести переговоры с региональной больницей, с Больничной кассой, с министерством, то горуправа готова это делать. Главное - чтобы квалифицированная медицинская помощь была доступна нарвитянам в городе», - сказала вице-мэр Нарвы.
Новым главным архитектором Нарвы станет Иван Сергеев | Президент Ильвес: уход из Эстонии крупных производителей - это суровая реальность