Проблема с замерзающими домами в Кохтла-Ярве до сих пор не решена. Люди мерзнут в полузаброшеных домах некогда успешного промышленного города. У властей пока нет внятного решения, как помочь людям.
120 дней без отопления. Замерзающие дома в Кохтла-Ярве стали символом отчаянного положения Северо-Востока. Надежды на спасение у жильцов нет. Даже у тех, которые исправно платят по счетам - общая сумма долга по этим домам зашкаливает. Половина квартир пустует - жильцы сбежали, кто от долгов, кто от безысходности. Кохтла-Ярве рискует стать городом-призраком - ничьи дома, ничьи люди, передает "Актуальная камера +".
Отключать отопление домов в Кохтла-Ярве стали не сейчас. Пять лет назад тогдашний председатель парламентской комиссии по социальным вопросам Урмас Рейнсалу посетил дом по улице Уус. Итогом визита стала поправка к закону, которая гласила, что отключать дома от отопления зимой нельзя.
Зато можно летом. Вот дом на 32 квартиры по улице Вахтра из-за долгов за тепло с лета остался неподключенным. На данный момент здесь живут не более 10 людей. Водопроводные и канализационные стояки разрушены.
"В большой комнате 3 градуса мороза. Включила электрические радиаторы, так нагорает за месяц около сотни евро. Холодно, вот руки мерзнут - на кухне кушать варила. А в декабре счет за за электричество пришел на 220 евро. А все равно в холоде спим", - говорит жительница дома по адресу улица Вахтра, 23.
Аналогичная ситуация и в доме номер 9 по улице Уус. С наступлением оттепели из труб потекло.
"В моей квартире жить невозможно, так как нет отопления, нет воды. Теперь меня затопило, и у меня нет электричества. Газ включаю, но это опасно. Задыхаюсь и прочее. Жизни нет вообще", - сетует Екатерина.
В четверг в квартире Екатерины градусник показывал плюс три. Жить в этом доме невозможно. Однако и бросить квартиру тоже нельзя. Во-первых, это твоя собственность, во-вторых - после этого от квартиры не останется ничего.
Дома, в которых все квартиры приватизированы, были отключены от центрального отопления поставщиком - предприятием VKG Soojus весной прошлого года. У "Вахтра, 23" долг составлял 8300 евро, у "Уус, 9" - 7500. Отключать отдельных неплательщиков невозможно. Система отопления домов, построенных еще в советское время, этого не выдержит. В итоге мерзнут все.
Должники по коммунальным счетам - проблема не только Северо-Востока. Но, например, в Таллинне ее решить гораздо проще.
"Подобные ситуации возникают и в Таллинне, и в Тарту, и в Пярну. Но в больших самоуправлениях они решаются очень просто. Товарищество подает в суд за долги, продает квартиру. Остаток возвращает владельцу, и вопрос в принципе решен", - поясняет член экономической комиссии Рийгикогу Михаил Корб (Центристская партия).
Особенности рынка недвижимости в Кохтла-Ярве
Стоимость жилья в Кохтла-Ярве ничтожна. Многим проще купить новую квартиру (цены начинаются с 50(!!!) евро), а старую с долгами сбросить на плечи товарищества, и так по несколько раз кряду. Если сравнить с соседним Йыхви, то там самые дешевые квартиры - тоже, кстати, выставленные на продажу судебным исполнителем, то есть за долги - начинаются со стоимости в 1000 евро. В 20 раз больше. То есть уже сейчас можно говорить о том, что Кохтла-Ярве фактически вымирает, превращается в город-призрак.
"Чтобы подать в суд на должника, нужны дополнительные затраты. Судебные рассмотрения занимают время, бывают затягиваются на года", - подчеркивает член правления Ассоциации руководителей квартирных товариществ Кохтла-Ярве Елена Мутонен.
Так где же решение? Долг, конечно, есть долг, но справедливо ли полностью взваливать ответственность на товарищество?
"Квартирное товарищество - это лишь обслуживающая организация. Мы не собственники. А вот потребители какой-нибудь услуги как раз являются собственники. И по законам получается так, что один пункт закона позволяет нам заключить договор на поставку услуги, а другой пункт закона - нет. Это какой-то нонсенс получается", - возмущается Мутонен.
Как отметил мэр Кохтла-Ярве Евгений Соловьев, у городских властей нет юридических рычагов вмешиваться в действия квартирных товариществ. Закон лишь обязывает местное самоуправление обеспечить поставку всего необходимого, в частности тепла или электричества. Далее квартирное товарищество должно само регулировать свои отношения с поставщиками коммунальных услуг. Не все депутаты городского собрания считают так.
"Вопрос заключается в сотрудничестве города с квартирными товариществами и коммунальными предприятиями. Конечно, понятна позиция горуправы, что это дело каждого квартирного товарищества, но в любом случае, это жители нашего города, и надо сделать все, чтобы они существовали комфортно", - говорит оппозиционный депутат горсобрания Кохтла-Ярве Эдуард Одинец.
Местное самоуправление сильно ограничено в своих ресурсах. Единственный вариант, который предлагается сейчас жителям замерзающих домов, - переехать в социальное жилье, оставив свое имущество на произвол судьбы. Экс-министр финансов, а ныне член экономической комиссии Рийгикогу Марис Лаури (Партия реформ), считает, что это по меньшей мере несправедливо. Она предлагает уплотнить заселенность полупустых.домов, объединив их жильцов под одной крышей.
"Можно было бы взвесить вариант переселения людей в один или два дома, чтобы дома были более плотно заселены. Но именно таким образом, чтобы люди не потеряли свою собственность, чтобы эта новая квартира осталась за ними, чтобы это не было муниципальное жилье. И обязательно нужно взвесить возможности погашения расходов на произведенный ремонт и других расходов, связанных с переездом", - предлагает Лаури.
Хороших решений в этой ситуации нет, признают политики. Грядущие сокращения в сланцеперерабатывающей промышленности грозят тем, что подобных домов в Ида-Вирумаа станет намного больше. И без вмешательства правительства здесь точно не обойдется. Главное, чтобы не было поздно.
В Пярнумаа злоумышленники убили таксиста и угнали машину | Министр Евгений Осиновский пообещал нарвитянам сохранить в городе собственную больницу