По оценке Министерства финансов Эстонии, рекордно низкая доходность эстонских пенсионных фондов по сравнению с другими странами связана с финансовым кризисом и последующей консервативной инвестиционной политикой, хотя финансовый кризис носил глобальный характер и многие страны пострадали от него еще сильнее, чем Эстония.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в период 2005-2015 годов средняя реальная доходность эстонских пенсионных фондов была отрицательной и составила -2,2%, что стало самым низким результатом среди стран-членов ОЭСР.
Однако министерство финансов Эстонии не видит причин для пессимизма.
"Эстонские пенсионные фонды довольно сильно отличаются друг от друга по доходности. Если посмотреть на доходность фондов по отдельности, то найдутся фонды, доходность которых совершенно сопоставима с другими странами ОЭСР и на хорошем уровне. Статистика ОЭСР показывает средний показатель рынка, и здесь надо учитывать, что у больших фондов больше удельный вес. Если результаты инвестирования в последние годы были посредственными, то это влияет и на средний показатель. У каждой управляющей компании и фонда как в Эстонии, так и за границей — собственная инвестиционная стратегия", - пояснил очень плохие результаты эстонских пенсионных фондов второй ступени аналитик отдела страховой политики минфина Тыну Лиллелайд.
Второй причиной низкой доходности в министерстве считают финансовый кризис.
"Если посмотреть на сравниваемый период 2005-2015 годов в анализе ОЭСР, то туда попадает финансовый кризис 2008 года, когда эстонские пенсионные фонды пострадали больше среднего, что будет влиять на сравнительную доходность еще несколько лет. С другой стороны, мы относительно быстро восстановились после кризиса, и еще в 2011 году средняя долгосрочная доходность пенсионных фондов была сравнима с глобальными индексами", - добавил Лиллелайд.
Однако финансовый кризис носил глобальный характер и затронул в том числе другие страны ОЭСР. Например, Латвия оказалась в намного более тяжелом положении, чем Эстония, но реальная доходность латвийских пенсионных фондов за десять лет была несколько выше, чем у эстонских и составила -0,7%, что ставит Латвию на предпоследнее место в рейтинге перед Эстонией.
А реальная доходность пенсионных фондов в Исландии, где произошел настоящий финансовый крах, составила 1,2%, что на несколько позиций выше показателей эстонских фондов.
Консервативная инвестиционная политика после кризиса
Низкая доходность эстонских фондов после кризиса объясняется их консервативной инвестиционной политикой, считают в министерстве.
"После этого [кризиса], чувствуя определенные признаки опасности на рынках, эстонские пенсионные фонды занимали более консервативную позицию, снижая удельный вес рискованных активов и увеличивая удельный вес вкладов. В связи с этим эстонские пенсионные фонды в этот период росли несколько медленнее, чем рынки в среднем. Поскольку такая инвестиционная стратегия скорее была осознанным выбором, эстонские управляющие компании нельзя обвинять в неумении, в крайнем случае — в излишнем консерватизме", - считает Лиллелайд.
"Поскольку управляющие компании еще хорошо помнят последний кризис, когда взятие рисков повлекло за собой значительные убытки, то такой консерватизм частично понятен. А оправдал ли он себя, покажет динамика финансовых рынков в будущем. Доходность в последние годы показывает признаки улучшения, и в рейтингах ОЭСР мы скорее находимся в середине", - пояснил аналитик минфина.
По его словам, такую ситуацию в какой-то мере поддерживает используемая ОЭСР методика расчета доходности, которая отличается от расчета доходности на пай фонда. "Методика ОЭСР основана на т. н. средневзвешенной доходности денежных потоков, поэтому на размер доходности влияет и размер активов в конкретный год. В связи с этим доходность именно последних лет, когда показатели эстонских пенсионных фондов были несколько консервативнее, имеет более высокий удельный вес", - сказал Лиллелайд.
Чиновник пояснил, что государство стремится не вмешиваться в инвестиционные решения, а устанавливает ограничительные рамки для их принятия. "Мы считаем, что эти рамки сейчас достаточно гибкие, чтобы пенсионные фонды могли показывать хорошую доходность. Дополнительные гарантии доходности всегда означают расходы для системы, и практика других стран показала, что они не приводят и к повышенной доходности. Но на рынке вот-вот появятся новые пассивные индексные фонды, доходность которых будет следовать крупным индексам глобальных финансовых рынков. Это позволит при желании выйти из инвестиционной стратегии с активным управлением, которая может иногда быть слишком консервативной или слишком рискованной, и инвестировать активы в зависимости от изменений на рынке", - считает Лиллелайд.
Рийгикогу обсуждает поправки к Закону об инвестиционных фондах с целью повысить привлекательность рынка эстонских пенсионных фондов и способствовать конкуренции на этом рынке.
Финансовая инспекция: сравнивают несравнимое
По словам главы пресс-службы Финансовой инспекции Ливии Восман, пенсионные системы в разных странах сильно отличаются, поэтому цифрам трудно дать однозначную оценку. При этом она выразила надежду, что в ближайшие годы доходность эстонских пенсионных фондов улучшится.
"Государство в последние годы приняло и планирует принять ряд поправок, которые, в частности, связаны с уменьшением плат, взимаемых в связи с деятельностью пенсионных фондов, и расширением возможностей для инвестирования. В данном обзоре ОЭСР отражены пенсионные системы ряда государств-членов с очень разной структурой, которые содержат разные инвестиционные возможности и ограничения. Поэтому сложно дать однозначную оценку приведенным показателям доходности, поскольку и в самом отчете указывается, что использованные объемы данных и, в ряде случаев, методы расчета, различаются", - пояснила Восман.
С воскресенья меняется расписание Elron в направлении Нарва-Таллинн | Александровская церковь оживает