Известные события в Кёльне сильно встревожили и рядовых жителей Латвии, и элиту. Из-за предстоящего приема беженцев и без того шли горячие споры в Сейме, а парламентские националисты из Национального объединения активно предупреждали об опасностях. Впрочем, примерно так же они ненавидят и русских Латвии. Однако против приема беженцев выступают и жители республики. Еще до событий в Кёльне больше 73% рижан не поддерживали приезд мигрантов из Африки и с Ближнего Востока. Потом эти цифры выросли почти до 80%. И вот оказалось, что протестующие, которые пугали сограждан нравами мигрантов, отчасти оказались правы.
Латвийское общество в шоке. Именно события в Кёльне подвигли элиту республики на ряд «профилактических» мер. Подготовлены поправки в Закон об убежище, которые дадут право лишать мигрантов статуса беженца и депортировать его в случае совершения любого правонарушения. Пока такая возможность возникает, если «гость» Латвии осужден за особо тяжкое преступление или его пребывание в стране признано угрозой для безопасности государства. Документ уже передан на рассмотрение парламентских комиссий. В Сейме не скрывают, что новые меры предусмотрены из-за событий в Кёльне. Поправки предложила фракция Объединения регионов, ее председатель Дайнис Лиепиньш так и сказал: они разработаны «с учетом событий конца 2015 года в Европе». «Мы понимаем, что Латвии требуется жесткая и своевременная линия поведения для защиты интересов и безопасности общества», — заявил он.
О страхе латышей перед беженцами говорит и такой факт. Глава думы Ропажского края Зигурд Блаус сообщил: некоторые жители небольшого городка Муцениеки в 70 километрах от Риги, где сформирован пункт размещения беженцев, уже хотят уехать. Агентство LETA цитирует руководителя общества «Центр развития «Муцениеки» Нормунда Вагалиса: «Когда в окрестностях бродят 30 молодых людей, желания которых трудно понять, это небезопасно». Он рассказал, что бездельничающие мигранты уже провоцировали местных парней на драки. А приедут сотни…
Правда, власти рассчитывают интегрировать беженцев. В центре «Муцениеки» их обеспечат питанием, всем необходимым, три месяца будут обучать латышскому языку, затем заключат с каждым договор, предусматривающий помощь в обеспечении жильем и в трудоустройстве. А чтобы мигранты не могли «кучковаться», создавая крупные общины, их предусмотрено расселять в разных регионах Латвии. Об этом журналистам рассказал председатель парламентской комиссии по обороне, внутренним делам и борьбе с коррупцией Айнар Латковскис. Эта идея, как он пояснил, возникла в связи с событиями в Кёльне. Депутаты выслушали доклад Полиции безопасности и Бюро по защите Конституции о готовности спецслужб к приему беженцев.
Задолго до этих событий Полиция безопасности уже «радовала» латышей вероятностью приезда радикалов. И предупреждала: связанные с их присутствием проблемы могут активизировать правые силы страны. Полиция безопасности сообщила о тесном сотрудничестве с коллегами из Европы, чтобы предупредить теракты. Только вот о том же предупреждал еще летом профессор отделения востоковедения Латвийского университета Леон Тайванс, глубоко изучивший проблематику: в советские годы он работал в Институте востоковедения, руководимом Евгением Примаковым. Так вот, Тайванс посоветовал жителям Латвии изучать языки беженцев и… смириться с неизбежностью терактов. И обратил внимание в интервью порталу Delfi: «Если кто мечтает, что они будут селиться в пустующих сельхозрегионах и поднимать нашу ниву с животноводством, пусть на это не надеется. Беженцы предпочитают большие города — это ближе к деньгам».
Высказывание ученого совпадает с мнением мэра Риги Нила Ушакова. Он уверен: в итоге «гости» уедут из регионов и соберутся в столице. Мэр считает, что они «поедут в Ригу и будут проводить время где-то между Центральным вокзалом и Рижским центральным рынком». «Мы должны быть готовы к этому», — сказал он журналистам.
Тайванс не сулит ничего хорошего. «Как правило, беженцы — люди фертильного возраста, значит, способны к размножению. Чем они занимаются весьма активно. Ведь им гарантирована спокойная жизнь. В большинстве европейских стран самое популярное имя новорожденных — Мухаммед. Вот и представьте, кто будет делать демографию», — говорит профессор.
Что противопоставить всему этому? «Когда в Латвию приедут первые беженцы, нужно будет увеличить не только участие Полиции безопасности, но и количество сотрудников, — говорит Айнар Латковскис. — Необходима уверенность, что в период, пока беженцы находятся в Латвии, они не будут создавать угрозу безопасности и общественному порядку».
Руководитель муниципальной полиции Риги Юрис Лукасс обещает защитить «наших женщин». К приему беженцев готовятся спецслужбы Латвии, законодатели, жители. Кандидат в премьер-министры Латвии Марис Кучинскис обозначает проблему приема беженцев как одну из важнейших в стране. Именно взаимопонимание по этому вопросу с Национальным объединением, выражающим крайние опасения в связи с предстоящим приездом мигрантов, позволило политику заручиться поддержкой этой политической силы.
Такое ощущение, будто Латвия готовится к вторжению. А всего-то надо принять по квоте Еврокомиссии немногим более 700 человек…
Организаторы «Narva Moto Fest 2016» просят у Нарвы 40 тысяч евро | Берлин и Кёльн ждут «арабские ночи»