Несколько недель назад Swedbank объявил о крупной внеплановой выплате дивидендов, что также принесет большой и неожиданный подарок государственному бюджету в размере 100 миллионов евро. Это событие заслуживает более подробного осмысления, чем просто крики о том, что "и банки все-таки платят налог на прибыль".
Доцент кафедры теории экономики Тартуского университета Виктор Трасберг
Что же произошло в действительности? Swedbank, являющийся крупнейшим банком в Эстонии, объявил о выплате дивидендов материнской компании в Швеции в размере 400 миллионов евро. Извлечение прибыли также влечет за собой уплату подоходного налога в государственный бюджет Эстонии. Ранее в этом году Swedbank уже перечислил в государственный бюджет 28,5 миллиона евро в виде налога на дивиденды за предыдущий год.
Я много лет критикую нашу систему налогообложения прибыли, которая позволяет иностранным предприятиям выводить из Эстонии заработанный здесь доход без уплаты налога на прибыль. Как же мне теперь относиться к этой ситуации: радоваться, что банки все-таки платят справедливую долю полученных прибылей в государственный бюджет Эстонии, или чувствовать стыд из-за того, что я недооценивал нашу налоговую систему?
Но давайте взглянем на цифры и более широкую перспективу.
Во-первых, последняя выплата дивидендов Swedbank выделяется своим исключительно крупным размером. В общей сложности Swedbank в этом году планирует вывести из Эстонии в Швецию около 550 миллионов евро. Вспомним, что около десяти лет назад миноритарный пакет Hansapank был выкуплен за 1,68 миллиарда евро. Перед этим шведы заплатили за мажоритарный пакет 0,3 миллиарда евро. Соответственно, в этом году Swedbank за один раз выведет из Эстонии треть своей инвестиции.
Другие банки также намекнули на желание вывести прибыль в гораздо большем объеме, чем в предыдущие периоды. SEB впервые в этом столетии выплатил дивиденды своей материнской компании в Швеции, в общей сложности 10 миллионов евро.
Если к этому добавить нагрузку по подоходному налогу, то размер выводимой из эстонской экономики суммы может превысить 700 миллионов евро. Это четыре процента ВВП, а также сумма, на которую сократятся иностранные инвестиции.
Во-вторых, отток сотен миллионов евро, несомненно, повлияет и на экономику Эстонии в целом. Десять лет назад нашу экономику перегрел неконтролируемый приток кредитов, исчислявшихся миллиардами крон. Отток капитала сейчас будет иметь противоположное воздействие.
Последствия будут и в самом банковском секторе. Представители банков, которые обычно выступают смелыми и оптимистичными, сейчас предпочитают помалкивать. И для этого наверняка есть причина. При миллиардном оттоке капитала упадет спрос на банковских операционистов, управляющих и стратегов.
В-третьих, такая ситуация заставляет задать очень тревожные вопросы. Почему все-таки происходит отток капитала? Почему не видят возможности применить капитал в Эстонии? Неужели в Эстонии уже все построено, и инвестиции больше не нужны? Наконец, в каком именно государстве можно получать более высокие прибыли, а деловой климат лучше, чем в Эстонии?
Соответственно, такой крупный отток капитала можно рассматривать как прямой сигнал о перспективах нашей экономики. Этот сигнал состоит в том, что Эстония не рассматривается как место с возможностями для роста, несмотря на выгодную для предпринимателей налоговую систему в нашей стране и ее низкий государственный долг.
Нет причин и радоваться разовой крупной уплате налогов, если ее последствием станет отток инвестиций. Наша цель все-таки должна заключаться в притоке иностранного капитала и росте прогнозируемых налоговых поступлений.
Во времена бума наш кредитный рынок и экономический рост разгонялись недвижимостью и частным потреблением. Но в настоящее время очень трудно заметить аналогичный энтузиазм и темп.
Показатели промышленного производства в последние месяцы снижаются. Создается впечатление, что и в этом секторе начинается замедление.
На сельскохозяйственный сектор влияют закрытие российского рынка и чума свиней.
Государственный сектор мог бы брать кредиты и инвестировать, но в этом аспекте рациональное использование финансовых средств у нас полностью зашло в тупик. Соответственно, у нас в настоящий момент нет сектора, который мог бы стать локомотивом экономического роста.
А если не будет экономического роста, то и иностранный капитал начнет уходить домой, независимо от нашей вроде бы выгодной для предпринимателей налоговой системы.
Мнение в полном объеме на эстонском языке прозвучало в эфире Vikerraadio.
Редактор
Партия реформ не поддержит предложение социал-демократов повысить подоходный налог | Соцдемы и центристы считают позицию Партию реформ по подоходному налогу недальновидной