Одна из традиций празднования Дня Победы в Нарве — поездка ветеранов и всех желающих по расположенным в окрестностях города местам боев, от памятника к памятнику, на специальных автобусах. Конечно, многие посещают памятные места самостоятельно, и для тех, кто захочет проехать по маршруту воинской славы в день 70-летия Победы, «ВП» дает ключевую минимальную информацию об его этапах.
Братская могила №1 расположена под Темным садом в Нарве, напротив бастиона «Виктория», на пятом равелине. В советское время было принято считать, что там захоронено до 27 тысяч человек, но есть мнение, что таким образом тогдашние власти объяснили факт «исчезновения» довоенного населения города. По свидетельству очевидца производившегося в начале 1945 года захоронения, нарвитянки Нины Раменской, там было погребено всего 150 расстрелянных немцами советских бойцов.
«Я абсолютно уверена в том, что на этом месте впоследствии больше никого не хоронили. Мы с мужем регулярно бывали на могиле все последующие годы, и там все оставалось по-прежнему. Я старый человек и врать не буду», - сказала госпожа Раменская «ВП» в 2008 году.
Председатель Нарвского общества защиты памятников старины Юри Тыниссон, ссылаясь на документы, также утверждает, что в этой могиле покоится до полутора сотен человек. В то же время есть неподтвержденная информация, что там перезахоранивали тех, кто был погребен в братских могилах на месте Эстонской и Балтийской электростанций.
Официальная информация о Братской могиле №2, что на кладбище в Нарва-Йыэсуу, вполне конкретна — захоронено 1454 человека, советских воинов, в том числе 400 неизвестных.
На небольшом бетонном постаменте установлены фигуры мужчины и женщины. В одной руке мужчина держит каску, другой сжимает боевое знамя победы. Женщина держит в руках венок.
Находится у трассы Нарва — Нарва-Йыэсуу, между СТ «Прогресс Плюс» и памятником героям 1700 года.
В начале февраля 1944 года советские воины вышли к реке Нарва и, форсировав её, укрепились на небольшом, но стратегически важном плацдарме на левом берегу реки в районе деревни Ваза. Среди подразделений, форсировавших реку, был и зенитно-пулемётный взвод 803-го армейского зенитного артиллерийского полка, возглавляемый 20-летним младшим лейтенантом Игорем Графовым.
Закрепившись на эстонской стороне Наровы и 22 февраля попав под интенсивный обстрел неприятельской артиллерии, Графов лишился возможности получения подкрепления и боеприпасов. После гибели одного из пулемётчиков командир занял его место и отразил шесть атак. Попал в кольцо, но не сдался, бросился в атаку в рукопашную, был убит.
Посмертно ему было присвоено звание Героя СССР, именем Графова были названы улицы в Ленинграде и Нарве.
Находится на 8 километре трассы Нарва — Нарва-Йыэсуу, рядом с тем местом, где 26 июля 1944 года советские войска успешно форсировали реку.
«Наш 45-й танковый полк уже заканчивал переправу, как вдруг налетел ветер и отнес дымовую завесу в сторону. Этим воспользовались немецкие самолеты, которые прорвались сквозь зенитный огонь к переправе и сбросили бомбы.
Волнами, которые образовались от взрывов бомб, понтоны начали раскачиваться, и один из танков сполз в воду. В этом танке оставался механик-водитель Гемпель. Танкисты пытались двумя танками вытащить машину, но трос оборвался», - вспоминал Тимофей Белкин, командир танковой роты 45-го полка, входившего в состав 8-го Эстонского стрелкового корпуса. По легенде, именно этот танк был извлечен из реки и помещен на постамент в 1970 году. Между тем, специалисты указывают на то, что ставший памятником танк представляет собой послевоенную модификацию Т-34-85, то есть в боях под Нарвой он принимать участия не мог.
Находится рядом легендарной переправой. Автор монумента, главными элементами которого являются, собственно, три 18-метровых штыка, которые дополняет металлический барельеф — скульптор Рашид Шамсутдинов, ранее работавший электрослесарем на Эстонской ГРЭС. Мемориал был открыт в 1975 году. Впоследствии рядом с ним установили 152-мм гаубицу образца 1943 года, ставшую частью мемориала, но в начале 90-х годов прошлого века гаубица была демонтирована и вывезена Силами обороны Эстонии.
Расположен у трассы, соединяющей Нарва-Йыэсуу и Таллиннское шоссе, в районе бывшей деревни Мерикюла.
В ночь с 13 на 14 февраля 1944 года после 11-часового перехода по штормовому морю к побережью напротив деревни Мерекюла подошел десант 260-й отдельной бригады морской пехоты. Перед десантниками была поставлена задача - нанести удар по противнику в направлении 2-й ударной армии под командованием Федюнинского, закрепившейся под Аувере. Из 517 моряков-балтийцев, которых военный корреспондент Йохен Шмидт в газете “Ээсти сына” от 18 февраля 1944 года охарактеризовал следующим образом: «отборные войска, элита советского морского флота, которая была соответственно хорошо вооружена», выжило только 15 человек, семеро попали в плен.
До сих пор неизвестно, как немцы узнали о том, что готовится десант именно в том месте и в то время, но несомненно то, что они были прекрасно осведомлены о планах советского командования. Буквально накануне высадки десанта население Мерикюла, довольно большой в то время деревни, было эвакуировано.
В 1952 году у подножия Адской ямы и Парковой горки в центре братской могилы советских военнослужащих, павших в боях на линии Танненберг, был установлен памятный монумент - трапецевидная рустикальная стена из серого плитнякового известняка, напоминающая аналогичную стену монумента воинам-освободителям в Таллинне, сооруженную по проекту архитектора А.Аласа. К монументу ведет широкая лестница в три ступени, по обеим сторонам которой установлены бронзовые венки. По краям монумента установлены чаши для живых цветов. На монументе плита с надписью на двух языках: «Вечная слава героям, павшим в боях за свободу и независимость Родины». Считается, что в братской могиле похоронено до 22 тысяч человек, по другим сведениям до 40 тысяч, но подтвержденной точной информации нет. Здесь же хоронят останки советских военнослужащих, которых находят поисковики в окрестностях Синимяэ, где в 1944 году прошли кровопролитные бои, имевшие решающее значение для ситуации на фронте.
Монумент, увековечивающий память о семимесячном противостоянии на Аувереском плацдарме. На земляном возвышении, на двухметровой высоте пушка, 122-мм гаубица М-30, образца 1938 года. Высота символизирует победу, а пушка — войну, воинскую доблесть. К возвышению примыкает фрагмент стены из местного известняка, на ней дата — 1944, рядом посвящение: «Войскам 2-й ударной и 8-й армии».
В 90-х годах эстонские официальные власти решили было избавиться от памятника — гаубица была вывезена, но вернулась на место буквально на следующий день, после того как нарвские энергетики, возмущенные произошедшим, пообещали дойти до забастовки, если памятник не будет восстановлен в первозданном виде в срочном порядке.
У трассы, ведущей к Эстонской электростанции из Нарвы, на повороте на Хиеметса, находится памятный камень, посвященный артиллеристам, погибшим в 1944 году на Аувереском плацдарме. Неподалеку памятная стела советским воинам, павшим в боях за освобождение Эстонии.
Гитлеровское командование считало оборонительный рубеж неприступным, заявляло, что создан «железный барьер», который большевикам не удастся преодолеть. Преодолеть его удалось ценой огромных усилий и потерь.
Служащие из похоронных команд уже после окончания войны, летом 1945 года, описывали картину, которая предстала перед ними в районе Ауевере:
«Начиная от взорванных железнодорожных путей станции Аувере, пересекли поле отбушевавшего сражения. Воронки сплошь; разбитые танки - наши и немецкие, превращенные в груды железного лома; трупы - обожженные, с оголенными черепами, изуродованные; тряпки, ручное оружие, амуниция; в воронках - болотная вода; много немецких, закопанных в землю танков с пробитыми башнями, исковерканными стволами пушек».
"ВП"
Нарва продаст девять муниципальных квартир с большими долгами по квартплате | Не сдался сам и стал опорой для нас