К двум трубам Эстонской электростанции в следующем году добавятся еще 5, менее высоких. Но это лишь заметная издалека “верхушка айсберга”. Чтобы угнаться за ужесточающимися экологическими требованиями и повысить эффективность, в Нарвские электростанции инвестируют более миллиарда евро.
Тыну Аас: 1 января 2016 - важная дата не только для электростанций, но и для всей тяжёлой промышленности Европы. Николай Андреев
О том, какие изменения в ближайшие годы произойдут на Нарвских электростанциях, прессе рассказал на прошлой неделе их руководитель Тыну Аас. По его словам, на электростанциях за последние годы, в основном, уже выполнены работы, позволяющие уменьшить выбросы оксидов серы. Продолжение масштабной перестройки вызвано прежде всего тем, что с 2016 года резко ужесточаются нормы по выбросам в атмосферу оксидов азота и пыли.
Это уже далеко не первое и не последнее ужесточение экологического законодательства ЕС. Даже уникальные электрофильтры, установленные между трубами и котлами в 2005 году, чтобы соответствовать вводимым тогда нормам, теперь придётся менять на новые, более эффективные. Причём поскольку обычно во всём мире в качестве твёрдого топлива используется уголь, оборудование для работы со сланцем приходится буквально изобретать на ходу.
Также с 2016 года вести учёт вредных выбросов нужно будет на каждом энергоблоке отдельно. На Эстонской электростанции всего две огромных трубы, в которые выводится дым из всех котлов, и разделить его для учёта невозможно. Поэтому было решено для пяти энергоблоков построить новые трубы. Сейчас уже заканчивается строительство фундаментов.
Трубы будут металлическими в металлических поддерживающих фермах, причём 4 трубы будут располагаться попарно (как стволы в двустволке), одна - отдельно. Это связано с тем, что на станции просто тесно. В течение 2015 года необходимо будет провести также трубопроводы, связывающие котлы с новыми трубами и поочерёдно “переключить” котлы со старых труб на новые.
Со старыми же трубами продолжат работать 3 самых изношенных энергоблока, которые решено не модернизировать. По нормативам их можно будет использовать до конца 2023 года, но суммарно не более 17 500 часов. После этого они, как и старые трубы, станут не нужны.
Старые трубы Эстонской электростанции достигают высоты 250 метров. При проектировании как-то очищать выбросы не планировалось, поэтому и нужна была такая высота - чтобы огромное количество пыли и вредных веществ распределялось по как можно большей площади и не выпадало концентрированно на жилые районы. Высота новых труб - всего 95 метров, но Тыну Аас заверяет, что, согласно комплексной экологической экспертизе, выбросов на Нарву с 2016 года будет оседать не больше, а меньше.
Эта экспертиза оценивала выбросы всех труб Нарвских электростанций, в том числе на новой электростанции Аувере, состоящей из одного энергоблока. Её строительство оказалось самым дорогим пунктом инвестиционной программы - 638 млн евро. Тыну Аас рассказал, что котёл этой станции, изнутри выложенный шамотным кирпичом, сейчас постепенно прогревают и просушивают, сжигая масло. К новому году, надеется он, электростанция заработает.
По словам Тыну Ааса, многочисленные новшества и эксперименты на электростанциях нужны также для того, чтобы повысить их эффективность. Сланец - не очень хорошее топливо, но на обновлённых энергоблоках КПД удалось довести до уровня угольных электростанций. Хотя сланец - не единственное используемое здесь топливо.
Для отопления Нарвы построена резервная газовая котельная, на Балтийской и на новой электростанции Аувере кроме сланца используется древесная щепа, а в перспективе будет использоваться и торф. Они считаются возобновляемыми ресурсами.
Также проводились эксперименты с покупным углём. Уголь - хорошее топливо - смешивали с плохо горящими отходами добычи сланца, чтобы в итоге получить коктейль с подходящим соотношением цены и качества.
Проводятся также совместные эксперименты с Заводом масел. Этот завод при производстве из сланца масла вырабатывает также некоторое количество электричества и сланцевый газ, который и пробуют использовать на соседних электростанциях.
Результатом работы электростанций кроме электричества и тепла является также зола, которая в Эстонии относится к опасным отходам. Попытки как-то использовать её предпринимались ещё в советские времена. Сейчас, как рассказал Тыну Аас, в Eesti Energia создана специальная служба, которая “пристраивает” золу.
- Зола - это плохой цемент, - объясняет принцип использования Тыну Аас.
Около электростанций на основе смеси золы, песка и цемента построены две дороги, которые сейчас проходят двухлетние испытания. Причём одну из дорог построили через болото. Обычно для этого требуется вычерпать всё до твёрдого грунта, но зольную смесь буквально впрыснули на дно, что позволило удешевить строительство.
Похожим образом несколько портов Европы пробуют укреплять морское дно, чтобы строить новые объекты прямо в море. А российские нефтяники закупают в Нарве золу, чтобы изолировать нефтяные поля от нетронутой почвы.
Сами по себе все “зольные” проекты - убыточны для Eesti Energia, но позволяют электростанциям притормозить рост золоотвалов и экономить на экологических налогах.
Наша справка:
В списке самых высоких сооружений Эстонии трубы Эстонской электростанции стоят на 5-м месте, выше них только ажурные стальные телемачты и Таллиннская телебашня со стальным шпилем. В отличие от них трубы полностью построены из железобетона с толщиной стен 85 см у основания и 20 см на вершине.
Николай Андреев
Видео: Денег на вокзал стоит ожидать не ранее 2016 года | В Нарве открывается персональная выставка Екатерины Аверко