Уникальный исторический объект, который призван стать одним из туристических магнитов не только Нарвы, но и всего Ида-Вирумаа, бастион Виктория не будет готов в этом году, как это было запланировано проектом по его реставрации. Сроки его готовности переносятся. Предположительно - на год.
Вот так сейчас выглядят наружные стены бастиона Виктории, самого большого и мощного из Нарвских бастионов. Светлана Зайцева
По словам директора департамента развития и экономики Нарвской горуправы Георгия Игнатова, договор со строительной фирмой E&G OÜ, которая занималась реставрацией бастиона Виктория, был заключен до конца августа этого года. Согласно планам, именно к концу лета все строительные работы на бастионе должны были завершиться.
А именно должны были быть реконструированы стены бастиона Виктория, а также отреставрированы его казематы и пороховой погреб в его куртине. По проекту, в пороховом погребе (который был раскопан и расчищен, и там велись работы по укреплению его внутренних стен и сводов,) должен разместиться гостевой центр, где можно будет получить информацию о достопримечательностях Нарвы, купить сувениры, приобрести билеты на историческую экспозицию и отправиться на экскурсию по казематам бастиона. В октябре-ноябре планировалось монтировать экспозицию... Ну, и - добро пожаловать в казематы Виктории! Увы, эти планы нарушены.
- К концу августа выполнено только около 50 процентов всех запланированных работ, - говорит Г. Игнатов. - Несмотря на неоднократные наши требования ускорить выполнение работ, нанять дополнительную рабочую силу, привлечь грамотных специалистов, работы велись крайне медленно, например, в июне 2014 было сделано лишь 2% от объема работ, в июле -3%, августе тоже около 3%. И это в самую благоприятную для строительство пору – летом. Если бы мы позволили строителям работать и далее в таком темпе, то завершение работ потребовало бы более двух лет, а учитывая, что в зимний период многие работы выполнять нельзя из-за ограничений, связанных с летучими мышами, то и все 4 года. На данный момент договор с E&G OÜ официально закончился. Его продление мы посчитали нецелесообразным. Программа приграничного сотрудничества Эстония – Латвия – Россия, которая финансирует данный проект, в курсе того, как он протекает. Руководство программы также не советует нам продлевать договор. Тем более что согласно Закону о госпоставках договор продлевается только в исключительных случаях. Согласно договору, мы дали строителям 1 месяц на исправления. Далее делается экспертиза выполненных работ, в результате которой в том числе выяснится точный объем и качество выполненных работ, а также то, насколько объективны претензии строителей к департаменту и, соответственно, департаменту к ним.
Надо сказать, претензии E&G OÜ подробно изложены на нескольких страницах в письме, направленном в департамент развития и экономики НГУ 19 сентября. E&G OÜ считает, что заказчик (то есть департамент) в ходе проекта не выполнял свои обязанности по сотрудничеству, не отвечал своевременно на их сигналы в отношении «ошибок проекта», E&G OÜ предлагает департаменту отказаться от своих требований по штрафам и продлить сроки выполнения работ.
Напомним, что в первой половине этого года департамент был вынужден заказать независимую экспертизу для того, чтобы решить спор об использовании резервных средств проекта на восстановительные работы по стенам бастиона. В июне независимая строительная экспертиза, заказанная департаментом, подтвердила позицию департамента: во время проведения поставки у строителей была возможность с достаточной точностью определить объем работ, и увеличение его по сравнению с проектной документацией строитель должен был учесть при составлении ценового предложения. Ошибочная оценка состояния объекта - это уже риск строительной фирмы. Так что требовать дополнительные деньги оснований нет («ВП» писал об этом в материале «Бастион Виктория преподносит немало сюрпризов» от 7 июля с.г.).
Георгий Игнатов не склонен углубляться в комментарии по поводу претензий, изложенных в упомянутом письме E&G OÜ, считая это « исключительно рабочим моментом», который ждет своего разрешения в ближайшем будущем.
- Мы ведем чуть ли не ежедневную переписку с E&G OÜ. Могу лишь сказать, что все их претензии без объективного и своевременного ответа с нашей стороны не остаются, - говорит г-н Игнатов.
И предлагает сосредоточиться на тех действиях, которые департамент собирается предпринять для того, чтобы проект «Развитие уникального приграничного ансамбля крепостей Нарвы и Ивангорода как единого культурного и туристического объекта», в рамках которого и осуществляется реконструкция бастиона Виктория, получил свое логическое завершение.
- Наш следующий шаг - консервация бастиона на зиму, - говорит Г. Игнатов. - По идее сделать это обязано E&G OÜ. В крайнем случае это будет сделано городом. Далее мы ходатайствуем перед программой, чтобы проект, который должен быть закончен в этом году, был бы продлен на год. Затем объявляем поставку, и к осени 2015 года заканчиваем работы. Это вполне реально.
- А средства на это будут?
- Они есть. Те, что потрачены, использованы по назначению, в полном соответствии с целями проекта. Поэтому нет оснований переживать, что нас могут обязать вернуть деньги обратно. Оплата строителям каждый раз шла по акту выполненных работ, предоплаты не было. Руководство программы в курсе, с какими трудностями мы столкнулись. Все заинтересованы, чтобы проект был осуществлен и конечные цели были достигнуты.
- А каким может быть самый пессимистичный сценарий?
- Пессимистичный сценарий мы не рассматриваем. Мы хотим двигаться дальше. И будем это делать.
НАША СПРАВКА:
Работы по реконструкции бастиона Виктория, его казематов и порохового погреба осуществляются в рамках международного крупномасштабного проекта «Развитие уникального приграничного ансамбля крепостей Нарвы и Ивангорода как единого культурного и туристического объекта», финансируемого Программой приграничного сотрудничества Эстония – Латвия – Россия.
Стоимость реставрации бастиона Виктория составляет почти 3 млн евро.
Светлана Зайцева
Видео: Забег фирм на Ореховой горке | В Эстонии за год зафиксировано 2700 случаев семейного насилия, из них 500 — в отношении детей