Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 196

0 пользователей, 196 гостей

Нарвские гимназисты пригласили беженцев в гости

Учащиеся нарвской Солдинаской гимназии передали обитателям Центра беженцев в волости Иллука теплую одежду и муку, пообещали показать им документальные фильмы и пригласили к участию в школьных Олимпийских играх. Ходатайствующие о статусе беженца с большим энтузиазмом принимали предложения ребят.



Нарвские гимназисты были рады и возможности попрактиковать свой английский язык, общаясь с ходатайствующими о статусе беженца людьми даже в том случае, когда для последних родным языком является французский. Роман Викулов
Благодаря фильму

Группа учеников старших классов Солдинаской гимназии посетила Центр беженцев в волости Иллука (привез их микроавтобус, предоставленный Нарвской горуправой), чтобы передать им собранные школьниками в рамках специальной кампании теплые вещи и продукты питания. Но кажется, что эта гуманитарная миссия затевалась, прежде всего, для того, чтобы наладить с оказавшимися в сложной ситуации людьми контакт и поддержать их, в конце концов, не столько материально, сколько морально.
Словом «продукты» я обобщил несколько упаковок с мукой (ходатайствующие о статусе беженца пекут хлеб сами), трехлитровую банку варенья, переданную директором гимназии Любовью Фоминой, и разнообразное печенье к чаю, которое гости стали поедать вместе с хозяевами вскоре после обзорной экскурсии.
За чаем все разговорились. Обитатели центра рассказывали о себе, своем быте, надеждах и планах, а гимназисты довольно скоро предложили сделать планы совместными. Пригласили приезжих из дальних стран приехать в Нарву в мае (пообещав организовать автобус) — на Олимпийские игры Солдинаской гимназии. Также нарвитяне предложили им посмотреть совместно документальные фильмы и обсудить их вместе. Хозяева воодушевленно поддержали идеи.
Надо сказать, что мысль познакомиться с ходатайствующими о статусе беженца и как-то помочь им родилась у учеников Солдинаской гимназии после просмотра документального фильма на соответствующую тематику в рамках школьного киноклуба.
В ходе разговора с бежавшими в Эстонию людьми ребята убедились в том, о чем заранее предполагали: в основном они ничем не отличаются от всех нас, если не учитывать то, что многим из них пришлось пройти через такое серьезное испытание, как война, и то, что ни о чем они так сильно не мечтают, как о получении документа. Тут я буквально цитирую разговор гимназистов по дороге в Нарву.



Питаясь манкой и макаронами

Иллукаский центр приёма ходатайствующих о предоставлении убежища (так он официально называется) находится, что называется, в «медвежьем углу» - на подъезде к Васк-Нарве со стороны Йыхви, но в некотором отдалении от трассы. Без сопровождающего или подробной инструкции, или навигатора — никогда не найдешь.
Для обитателей центра эта удаленность от сравнительно больших поселений составляет определенную сложность. Хотя в свободе передвижения их никто не ограничивает (решеток на окнах там нет, так же как и колючей проволоки по периметру), побывать лишний раз в том же Йыхви не дает недостаток средств. Пособие для ходатайствующих о статусе беженца составляет всего 85 евро в месяц, и на эти деньги получающему его человеку нужно решить вопрос собственного питания, купить средства гигиены и одежду, если необходимо. Если вожделенный статус все-таки удастся получить, то пособие уменьшится до 79 евро.
Все-таки некоторые из постояльцев центра привыкли и к более худшей жизни, и исходя из 85 евро в месяц они позволяют себе и не самые обязательные траты. Так, два парня из Конго ухитрились накопить на ноутбук, питаясь один раз в день традиционным африканским блюдом из манки или макаронами.



Тяжелей всего - неопределенность

Обитатели центра имеют свободный доступ к компьютерам с интернетом, но так как многие из них находятся в неопределенном статусе более года, живого общения им не хватает. Например, афганцы решают эту проблему, посещая уже устроившихся земляков в Таллинне, а большинству поехать не к кому. А в том, что стремление выйти в люди — погулять по незнакомому, но сравнительно оживленному Йыхви или Кохтла-Ярве сопряжено с разочарованиями, большинство уже убедилось. Не все реагируют на людей с неевропейской внешностью благожелательно, а отрицательных эмоций им и так хватает.
Так что в этой изоляции есть определенная польза.
Основным поставщиком отрицательных эмоций является неопределенность положения. Ходатайства по закону должны рассматриваться в течение полугода, но дело всегда затягивается. Двое афганцев, находящихся сейчас в центре, ходатайствуют о статусе беженца уже больше двух лет. Сейчас оспаривают отрицательное решение Департамента пограничной охраны и Департамента гражданства и миграции в суде, и вероятность того, что им это удастся, минимальна. Как говорят специалисты, решение департаментов в абсолютном большинстве случаев является окончательным.
Один из афганцев, Наджибулла, приветливый подтянутый молодой человек, хорошо владеющий английским языком, рассказывает, что является дипломированным инженером и больше всего хотел бы получить работу по профессии в более безопасной стране, чем якобы демократизованный Афганистан. В случае необходимости Наджибулла готов пройти дополнительное обучение, но возникнет ли такая необходимость? Бездействие и туманность будущего так его измотали, что общение с нарвскими гимназистами и перспектива каких-то совместных действий его определенно вдохновили.



Африканцы ходят за грибами

Сейчас в центре находится 12 человек . Еще летом было 34, притом что он рассчитан на 35. Хотя национальный состав там очень разнообразный (уроженцы Камеруна, например), присутствие некоторых удивляет. Вроде как на Украине какая-никакая, а демократия, но в Иллукаском центре статуса беженца дожидается чета из этой бывшей республики СССР. Украинка Елена говорит, что ее с супругом вынудил покинуть родную страну конфликт с властями, в подробности которого она не вдается, а услышав тезис, что «Украина — это демократия», напоминает о происходящем сейчас и о том, что сейчас происходит с одним из вождей демократической революции 2004 года, Юлией Тимошенко.
Елена рассказывает, что кандидаты в официальные «беженцы» живут в Иллука дружно. «На праздники вместе танцуем, поем, - рассказывает Елена. - Принято делиться чем-то из продуктов друг с другом. Однажды мы с мужем насобирали грибов, приготовили, дали попробовать африканским ребятам. Тем понравилось. Мы показали, какие нужно брать, и парни ходили уже за грибами самостоятельно».
Социальный работник Тийна Кузнецова, кроме которой в штате центра всего один человек — его директор, рассказывает, что окрестные жители в первые годы работы центра (на заре 2000-х) относились к его постояльцам более чем настороженно, а перед открытием пытались не допустить, чтобы он все-таки начал работать. С годами отношение изменилось в лучшую сторону. Местные жители устраивают теперь концерты специально для гостей Эстонии, предлагая им скромное угощение.
По словам Кузнецовой, уборку внутренних помещений и окружающей территории делают сами постояльцы, которым все-таки не хватает каждодневного отвлекающего от тягостных размышлений о будущем занятия. Работать до получения статуса они не имеют права, и остается только изучение эстонского языка, проходящее в режиме — один урок в неделю. Но возможностью хоть в какой-то мере подучить язык пользуются не все. И потому, что не известно, понадобится ли он (а ну как отправят обратно в Конго), и потому, что не всем нравится, как идет обучение, и потому, что живущим в Ида-Вирумаа выходцам из далеких стран непонятно, что важнее в этой стране — эстонский или русский.

Роман Викулов

30.01.2012

www.prospekt.ee


Нарва Прямая ссылка Добавил: Vitaly 01.02.2012 11:15

|


Добавить комментарий