Председатель правовой комиссии Силламяэского горсобрания считает, что коррупции способствует то, что многие чиновники и депутаты местных самоуправлений являются оплачиваемыми членами правлений и советов муниципальных предприятий.
Дмитрий Летт, председатель правовой комиссии Силламяэского городского собрания, член Центристской партии:
Статистика показывает, что на сегодняшний день, из всех регионов Эстонии больше всего чиновников высшего звена местных самоуправлений находятся под следствием по делам, связанным с коррупцией на Северо-Востоке страны. По данным Министерства юстиции, начиная с 2008 года, под следствием находятся 20 чиновников из всех самоуправлений Эстонии, из них 10 — представители Ида-Вирумаа, среди которых уголовные дела заведены против трёх мэров, двух волостных старейшин, двух вице-мэров, двух депутатов, одного руководителя департамента.
Что происходит? Или некоторые чиновники во власти не знакомы с тонкостями антикоррупционного законодательства, или слишком самоуверены и работают на свои интересы? Или проблема в погрешностях законов, например — в «дырявом» законе о госпоставках, при выполнении которого чиновник должен дрожать над каждой своей подписью? Или Полиция безопастности (КаПо) поставило своим приоритетом и наконец-то стала проявлять более конткретный интерес к проблеме коррупции в этом регионе? В любом случае, прозрачность деятельности власти не только в Ида-Вирумаа, но и во всей Эстонии только приветствуется, ведь не зря коррупцию называют «раковой опухолью» в любом добропорядочном и законопослушном обществе, но к сожалению, коррупция в разных формах и проявлениях присутствует сегодня и в нашем государстве и скрывать или уменьшать эту проблему никак нельзя.
Но одно дело заводить уголовные дела, и совсем другое доводить их до суда с обоснованной и полной доказательной базой. Показателем качества работы антикоррупционных органов и наглядным примером для других коррупционеров, может служить именно случаи реально наказанных и осуждённых за коррупцию людей, а не та работа, при которой людей несколько лет таскают по правоохранительным органам, а в результате — ноль и тишина. Ведь не секрет, что за всё это время, только единичные чиновники были реально привлечены к криминальной ответственности по решению суда.
Коррупция имеет различные формы и типы, и по своим масштабам подразделяется на малую и крупную коррупцию, а также бюрократическую и политическую коррупцию.
На основании антикоррупционного закона Эстонии коррупционным действием является использование служебного положения с целью получения личной выгоды, путем вынесения необоснованных или противоправных решений или совершения действий, или не производя правомерные решения или действия, но примечательно и то, что коррупционерами можно называть не только чиновников и служащих, работающих «на свой карман» и берущих взятки, но и людей, их дающих или посредников при этом. Также коррупционным деянием можно назвать и создание ситуации конфликта интересов, когда чиновник или его близкий лично, ради корыстных благ, заинтересован в решении или действии, которое он должен осуществить сам или на которое он сможет повлиять. Конфликт интересов может быть тесно связан и с непотизмом, т.е. так называемым «кумовством». С непотизмом имеют дело в случае, когда на работу принимаются близкие родственники или свойственники. К сожалению, такие случаи не редки.
В основном, коррупцию считают явлением только публичного сектора, что является не совсем верным. Во-первых, коррупция может свободно возникать и в предпринимательском секторе, например, если взяточником является юридическое лицо, т.е. предприятие. Также коррупция может процветать и в частном или третьем секторе. Простой пример, когда работник, отвечающий за покупку сырья, договаривается без ведома правления или собственника с производителем сырья и получает от этого личную выгоду, является одним из случаев коррупции в частном секторе.
Сегодня в некоторых самоуправлениях уже могла сложиться такая система, при которой все, кто находятся у рычагов управления властью, зачастую связаны друг с другом, имеют корыстные или личные интересы, и разорвать этот порочный круг совсем не просто. При такой системе все другие, кто критикует такую власть или пробуют изменить ситуацию, оказываются или не у дел, или за бортом. Одной из наибольших проблем, влияющих на коррупционную составляющую в Ида-Вирумаа, может являться и то, что многие чиновники и депутаты являются оплачиваемыми членами правления или советов муниципальных фирм и учреждений. Такие представители власти, которые, получая за своё членство приличные оклады из бюджета своего же самоуправления, вряд ли будут выносить сор из избы или принимать решения не в пользу того, кто их кормит. Но можно поступать и по- другому. Хорошим примером и первой ласточкой в этом направлении в Ида-Вирумаа может служить позитивное решение города Силламяэ, где по рекомендации правовой комиссии городское управление вывело всех оплачиваемых членов горуправления из состава не только советов своих муниципальных учреждений и предприятий, но и всех юридических лиц, зарегистрированных на территории города, причём из городского бюджета депутатам и другим лицам не оплачивается ни одного цента за членство и работу в советах муниципальных предприятий и учреждений.
Сейчас по всей Эстонии, в каждом регионе созданы специальные антикоррупционные службы, из года в год увеличивается число сообщений о коррупции на специальный телефонный номер КаПо, коммуникационное бюро правительства совместно с Департаментом полиции безопасности проводит информационные брифинги по Ида-Вирумаа — всё это правильно и хорошо, но этого явно недостаточно. Государству надо серьёзно подумать над существующими пробелами законодательства и начать проводить системную превентивную работу среди чиновников и служащих самоуправлений, чтобы они более досконально знали антикоррупционное законодательство и не боялись принимать решения, не опасаясь после этого получить клеймо подозреваемого в коррупции. Уверен, что само общество и предпринимательская среда, видя серьёзную работу государства в этом направлении, станут ещё более законопослушными и добропорядочными, а чиновники местных самоуправлений смогут свободно работать с большей ответственностью перед своими избирателями.
Давно пора понять, что коррупция – это системное явление, которое связано с культурой и этикой администрирования и управления властью, экономическим развитием, бедностью и защищённостью людей, общими ценностными оценками в обществе, чёткостью законов и их эффективностью, деятельностью судов и следственных учреждений, механизмов контроля и пр. факторами. Коррумпированные же политики и чиновники всегда инвестируют и устанавливают свои приоритеты более всего в тех сферах и регионах, где общество это им позволяет, где доходы от коррупции могли бы быть больше и риск быть пойманным меньше. Также нельзя забывать, что рука об руку с коррупцией всегда идет экономическая нестабильность. Больше коррупции — меньше стабильности не только муниципальных бюджетов, но и самой экономической составляющей региона, поскольку корруптивная экономическая среда не привлекает инвестиций и ждать их - пустая трата времени.
21.07.2011
www.prospekt.ee