Прочитали в газете
- Напротив нашего товарищества обустраивают кладбище, - заявляет председатель правления «Речника» Надежда Бодрякова.
- То, что на заброшенном кладбище, расположенном по соседству с нами, затевается что-то серьезное, мы поняли не сразу. Думали, просто благоустраивают, ведь там находятся могилы знаменитых в прошлом нарвитян, - включается в разговор член правления СТ Тамара Абрамова. - Мы в курсе, что у Нарвы появилась проблема с кладбищем Рийгикюла, что идут поиски нового места, однако в связи с этим всегда упоминалось Сийвертси...
Надежда Бодрякова говорит, что о планах города открыть новое кладбище на месте закрытого в 20-е годы прошлого века узнала из газеты. Теперь уже об этом известно всему товариществу. Народ, утверждает председатель, в панике. Волнуются и члены садоводческого товарищества «Мебельщик», который находится по другую сторону кладбища — тоже в непосредственной близости.
Тамара Абрамова. Наши владения расположены в зоне с повышенными санитарными требованиями — ведь рядом находится река. Покупающих здесь участки обязательно об этом предупреждают — в пределах 50 метрах от реки даже строить нельзя. На наш взгляд, с кладбищем эти особые требования абсолютно не совмещаются.
Г-жа Бодрякова возмущена тем, что в связи с восстановлением кладбища не было публичного обсуждения, никто не поинтересовался мнением местных жителей, не спросил их согласия.
Отдых с видом на кладбище Интересуемся: а спросил бы — согласились? Ведь где-то же должно быть такое место у города с многотысячным населением? Да и было уже здесь когда-то кладбище...
Жители «Речного» считают — такая ссылка на прошлое неуместна. «В то время Нарва в направлении Усть- Нарвы заканчивалась улицей Раквере. А сейчас она настолько продвинулась вперед, что кладбище оказывается в черте города».
Конечно, кладбища, соседствующие с жилыми кварталами, не такая уж большая редкость в нашем мире — вспомним, к примеру, Париж или Москву... Где эти места скорби встречаются чуть ли не рядом с зонами отдыха. Но, согласимся, в мегаполисах своя логика развития... И свои неизбежности. В небольшом же городке интересы 42 домовладельцев (это только СТ «Речной») — достаточный аргумент, чтобы поискать для нового кладбища другое решение.
- Представляете, как резко меняется качество нашей жизни, если волей-неволей мы будем приобщены к этой печальной стихии, а кто-то даже будет жить с видом на кладбище, - говорит Тамара Абрамова.
Надо сказать, что из-за близости товарищества к городу многие его владельцы проживают тут круглогодично, в том числе и из экономии. Более зажиточные построили дорогостоящие коттеджи и теперь серьезно озабочены возможным падением стоимости их недвижимости. Молодежь недовольна тем, что лишается возможности гулять на природе. Все это только добавляет вопросу остроты.
Продолжение — следует?В адрес председателя горсобрания Александра Ефимова члены товарищества направили письмо и ожидают встречи, которую им назначили на конец текущей недели. Мы же связались с Александром уже в минувшую пятницу и попытались выяснить его позицию по возникшему конфликту.
Накал страстей, охвативший «Речной», до г-на председателя, судя по всему, еще не докатился. Поскольку разговор происходил по телефону, вместе с ним мы некоторое время пытались определиться, о каком же месте города вообще идет речь. Наконец определились.
- Там действительно ведутся работы — по благоустройству территории, - сказал нашей газете Александр Ефимов. - На этом кладбище есть не только исторические захоронения, но и свежие могилы. Людям приходится пробираться по нему сквозь бурелом. Поэтому в данный момент там делается вырубка деревьев и кустарника.
Относительно будущего этого кладбища пока сказать ничего не могу, - говорит г-н председатель. — Как раз на этой неделе мне предстоит обсудить его с руководством Целевого учреждения Narva Linna Arendus. Могу, однако, сказать с уверенностью, что кладбище без учета требований к таким объектам развиваться не будет.
В выходные мы побывали на месте благоустройства. Надо сказать, масштаб работы впечатляет. На довольно больших площадях не осталось не только бурелома, они обработаны «под ноль». Создается впечатление, что территория освобождается под некое строительство. Какое именно?
Могила знаменитой революционерки Амалии Крейсберг в явном запустении.
Татьяна Завьялова«А это и есть Сийвертси» Консультант ЦУ Narva Linna Arendus Эдуард Эаст, к которому мы обратились за разъяснением, отклонений от прежних намерений нарвского горуправления относительно собственного кладбища Нарвы в происходящем не видит.
- Район, где сейчас идут работы, в целом и называется Сийвертси, - говорит он. - Могу заверить, что при выборе места для нового городского кладбища продумывалось несколько вариантов. То, что находится на выезде из Нарвы, оказалось самым приемлемым.
Г-н Эаст считает, что город с ограниченными земельными ресурсами всегда рискует вызвать чье-то недовольство, всегда неудобный объект будет строиться вблизи чьих-то владений.
- В данном случае мы сталкиваемся еще и с недостатками городского планирования 50-летней давности. Разрешить неподалеку от кладбища строиться — это было очень недальновидно.
Теперь же на стороне авторов проекта Закон о кладбищах, который должен войти в силу с 1 января 2012 года. Он оговаривает, что захоронение, за которым в течение 20 лет не было ухода, может использоваться в других целях.
-Но использовать эту территорию по какому-то совершенно новому назначению, это, согласитесь, было бы кощунственно, - говорит консультант.
Г-н Эаст признает, что тревожные настроения в двух вышеназванных товариществах родились не на пустом месте. В частности, появились они и от недостатка информации. Но время для разъяснительной работы и сверки позиций, считает он, еще есть. В активную фазу обустройство кладбища перейдет не раньше весны следующего года.
Татьяна Завьялова 01.10.2011
www.prospekt.ee