На многие вопросы журналистов заместитель генерального директора Полиции безопасности Эерик Хельдна и директор Идаского отдела КаПо Калле Янес ответить не могли именно в силу закрытости информации.
Угроза безопасности страныС тех пор, как постановлением правительства №193 от 2007 года КаПо были переданы функции по борьбе с коррупцией среди высших чиновников и в крупнейших самоуправлениях Эстонии были осуждены 38 человек по 13 делам, пятеро подозреваемых в коррупции были оправданы.
Эерик Хельдна назвал коррупцию не просто преступлением, но и угрозой экономической среде, а в конечном итоге – безопасности страны. Калле Янес добавил, что в суд передано еще несколько дел, другие находятся в производстве или запланированы. КаПо ведет постоянный мониторинг среды, где могут иметь место элементы коррупции.
Нас обкрадывают!Эстония находится на 27 месте в мире по уровню коррупции. Эерик Хельдна считает это неплохим и вполне реальным показателем. «Стыдиться причины нет, но есть к чему стремиться», - сказал он. Главное, по его мнению, чтобы общество осознало, что коррупционер – это вор, обкрадывающий каждого из нас. Сам коррупционер может считать свои проступки незначительными. Но когда чиновник начинает рассчитывать свой доход с учетом регулярных взяток, это серьезный сигнал. Такой человек легко поддается шантажу, его легко использовать, а там недалеко и до разглашения государственных тайн.
Многоликая коррупцияКоррупция, по мнению руководителей КаПо, не сводится к черной-белой схеме «деньги-услуга». Здесь контроль очень жесткий. Но, например, чиновник может оказать «помощь» в победе фирмы в тендере с дальним прицелом – участием в прибылях победившего предприятия.
Большое значение имеет своевременная «утечка информации», ставящая крест или на карьере человека, или на деятельности предприятия. Торговля влиянием – такое же уголовное преступление.
По этому поводу г-н Хельдна подчеркнул, что Полиция безопасности распространением информации не занимается. КаПо передает ее правительство, и уже там решают, обнародовать ли те или иные сведения. Что же касается виновности человека, то определить ее может только суд.
Раскрыть сложноИ Эерик Хельдна, и Калле Янес особо подчеркивали, что коррупция – одно из самых сложных для раскрытия преступлений. «Собираем и анализируем информацию, прислушиваемся к сигналам, действуя при этом законными методами. Но собрать доказательную базу для суда бывает чрезвычайно трудно», - говорит г-н Хельдна. Он подчеркнул, что более существенными стали сигналы от населения. «Но мы не сидим и не ждем их, - отметил он, - базируемся на собственной деятельности, собственной информации».
Дела нарвскиеНа брифинге не могли не возникнуть вопросы по ситуации в Нарве (см. материал на стр.6). То, что освобожденный из тюрьмы преступник, срок погашения судимости которого наступит через 5 лет, назначен в советы муниципальных предприятий и продолжает возглавлять одно из них, г-н Хельдна назвал «вопросом этики самоуправления». И завуалированно, но достаточно ясно дал понять, что высказывания высшего городского чиновника, оправдывающие преступника, не останутся без внимания КаПо.
По мнению Эерика Хельдна, простое ужесточение наказания за коррупцию желаемого результата не даст. «Только вкупе с другими мерами, экономическими и социальными, можно победить эту раковую опухоль. Преступление не должно окупаться!», - сказал он в заключение.
Виталий Школа19.01.2011
www.prospekt.ee