В случае с арендой рабочей силы человек заключает трудовой договор с фирмой, которая в дальнейшем, так сказать, сдает его в аренду другим предприятиям. Это значит, что если арендующее предприятие, в которое направляется человек, временно не может предоставить тому работу, фирма-арендодатель может направить работника на какое-нибудь тре-тье предприятие.
«Регуляция аренды рабочей силы является очень гибкой - она позволяет быстро адаптировать количество используемой рабочей силы к производственным объемам, - пояснил главный специалист отдела по развитию трудовой жизни Минсоцдел Марко Талур. - При этом работники имеют все гарантии, вытекающие из Закона о трудовом договоре».
Например, если предприятие, арендующее рабочую силу, в силу экономических трудностей станет неплатежеспособным, зарплату людям обязана выплатить та фирма, которая сдает рабсилу в аренду. По словам Талура, Минсоцдел считает аренду рабочей силы одним из методов увеличения трудовой занятости.
Диковинка для ЭстонииПо разным оценкам, в Эстонии работают от 2000 до 3000 арендованных работников, сказал член правления Союза предприятий по аренде персонала Хейго Калдра, являющийся также исполнительным директором эстонского филиала фирмы Manpower, занимающейся арендой рабочей силы. По его словам, аренда рабочей силы в Эстонии распространена значительно меньше, чем в других странах Восточной Европы, не говоря уже о Северных странах, Западной Европе и США.
Лийз Неэмла уже полтора года работает секретарем в эстонском филиале фирмы программного обеспечения Oracle в качестве арендованного работника. Трудовой договор у нее подписан с фирмой-арендодателем Manpo-wer, которая и платит ей зарплату.
Когда Неэмла уходит в отпуск или берет больничный лист, Manpower посылает в Oracle замену.
В Эстонии системой аренды рабочей силы пользуются главным образом международные фирмы, отметил Калдра.
Гибкость и скоростьИз эстонских предприятий очень немногие пользуются арендованной рабочей силой. Например, представители Хаапсалуского завода по изготовлению дверей, Norma и Wendre считают, что работников с необходимыми навыками проще найти напрямую, чем через фирму-арендодателя.
Калдра не согласен с тем, что на должности, требующие специфических навыков, невозможно арендовать работников. «Просто аренда работника обеспечивает большую гибкость и скорость», - пояснил он.
Калдра опроверг также мнение, будто в качестве арендованной рабочей силы нанимаются в основном неквалифицированные работники. «Через Manpower мы поставляем в основном специалистов среднего и высшего уровня, - сказал он. - У нас часто запрашивают специалистов по инфотехнологиям и бухгалтеров».
По мнению Союза предприятий по аренде персонала, в Эстонии аренда рабочей силы требует законной регуляции. Сейчас она, по сути, ограничивается тем, что в Законе о трудовом договоре дается формулировка понятия «аренда рабочей силы». По мнению союза, в данном случае важно обеспечить то, чтобы при многократном продлении краткосрочного трудового договора он не превратился в бессрочный договор.
Изменить образ мышления«Нужно, чтобы изменился образ мышления, - добавил Калдра. - Мы в союзе поражаемся тому, с каким жаром политики говорят о необходимости сделать рынок рабсилы более гибким и одновременно пренебрегают такой относительно простой возможностью как аренда рабочей силы».
По мнению Минсоцдел, законодательство все-таки способствует развитию системы аренды рабсилы. «Подтверждением тому служит и Закон о трудовом договоре, который позволяет арендовать рабочую силу и дает формулировку этого понятия, - сказал Талур. - Однако мы считаем, что сама по себе система аренды рабсилы не может быть основой для повышения социальной защищенности работников».
Сейчас в Эстонии арендованные работники составляют менее одного процента от всех занятых людей.
Postimees
06.09.2010
www.prospekt.ee