Кризис системыУверения политиков в том, что экономический кризис закончится в ближайшее время, происходят, по мнению г-на Барабанера, либо от непонимания происходящего, либо являются осознанным обманом.
«Дело в том, - говорит он, -что мир вступил в эпоху полисистемного кризиса, и нынешний экономический – лишь одна из его составляющих». «Полисистемным», по определению ректора «Экомена», кризис является именно потому, что складывается из многих составляющих.
Кризис финансово-банковской системы, проявившийся в том, что банковский капитал, являющийся инфраструктурой для реальной экономики, стал самодовлеющим, перестал выполнять те функции, ради которых он существует. Валютный кризис, суть которого в том, что в роли мировой валюты выступает доллар, являющийся национальной валютой США. Такая двойная функция доллара, по словам Ханона Барабанера, не может не быть ориентирована на решение проблем американской экономики. Кризис экологический, о котором много говорят, но серьезных мер, кроме введения квот на загрязнение окружающей среды, никто не принимает. Ресурсный кризис, когда планета вступает в эру дефицита не только ископаемых ресурсов (нефти, газа и т.д.), но и питьевой воды и продовольствия, когда на Земле голодает более миллиарда человек. Социальный кризис: людей, проживающих в условиях среднего жителя Эстонии, на Земле не более 1,5 миллиардов. Разница в энергообеспечении развитых и слаборазвитых стран – в сотни раз.
Полисистемный кризис, по мнению профессора, должен привести к новому, «шестому техническому укладу», который основан на ресурсосберегающих процессах. Но дело в том, что на Земле существуют места, где еще действует 1-й или 2-й уклад.
Война цивилизацийПять с половиной миллиардов людей, чей уровень жизни низок, начинают объединяться. Профессор Барабанер говорит о «войне Севера и Юга», где Юг – страны слаборазвитые. Это будет война цивилизаций, война за сырьевые ресурсы. В работах Римского клуба отмечалось, что Земля может прокормить 9-12 миллиардов человек. «Мы вплотную подошли к этой ситуации», - говорит г-н Барабанер. Время, необходимое для выхода из кризисов, составляет, по оценке специалистов, от 20 до 50 лет. В таких условиях, как утверждает доктор экономики, принятие решений исключительно политиками становится опасным. Ханон Зеликович приводит слова президента Казахстана Назарбаева: «Мы наблюдаем трансформацию геополитической системы мироустройства».
На этом фоне экономические форумы становятся аналитической площадкой, где делаются попытки выработки «мирных» решений. Форум в Астане - одна из самых сильных таких площадок: там собираются главы государств, ведущие бизнесмены, главы транснациональных корпораций и крупнейших банковских объединений, ученые уровня лауреатов Нобелевской премии. На последнем, третьем форуме в Астане, присутствовали представители 70-ти стран, в том числе и Эстонии. На форуме был сформирован Евразийский деловой конгресс, одним из учредителей и членом оргкомитета которого стал Тийт Вяхи.
Наднациональная валюта
Мы живем не в безвоздушном пространстве, и на форуме в Астане обсуждалась, например, проблема вступления Эстонии в зону евро. По словам г-на Барабанера, «отец евро», лауреат Нобелевской премии Роберт Манделл, пожав плечами, сказал по этому поводу: «Ну кто же вступает в зону евро в момент как ослабления этой зоны, так и слабости эстонской экономики?». Таким образом, по мнению г-на Барабанера, вступление Эстонии в е-зону – чисто политическое решение. «А политические решения часто с экономическими доводами не согласовываются», - говорит он.
На форуме всерьез обсуждалась идея создания наднациональной валюты. Евро таковой не является, это денежная единица союза государств, а новая валюта не должна быть привязана к государству. По словам г-на Барабанера, этапом на этом пути может стать создание наднациональной валютной корзины, куда войдут несколько основных мировых валют, в том числе евро, доллар, рубль и юань. Эта идея была оформлена как предложение форума саммиту «большой восьмерки».
Идем на восток?Часть встречи г-на Барабанера с журналистами можно озаглавить так: «Что ждет Эстонию?». Особенности Эстонии, по словам профессора, в том, что она не имеет достаточного внутреннего рынка, по причине малого количества жителей, и не имеет серьезной экспортной составляющей экономики. Все товарные рынки Эстонии всегда были на востоке. Будущее Эстонии, по мнению экспертов, в понимании того, что ее сектор, фундамент ее экономики находится на востоке, не только в России, а и во всей восточной части Евразии. Но чтобы реализовать, например, договоренность об использовании Казахстаном Силламяэского порта, нужно нормализовать отношения с Россией, ведь доставка грузов пойдет через ее территорию.
«К сожалению, - говорит Ханон Зеликович, - в Эстонии все, что связывалось с СССР, объявлялось плохим и подлежало уничтожению». Были уничтожены крупнейшие предприятия, целые отрасли, многие из которых были передовыми. В первую очередь, это касается сланцехимической промышленности. По словам г-на Барабанера, то, что делал Институт сланца в 70-80 годы прошлого века, не удалось повторить никому и сегодня.
Две эстонских NOKIA«Эстония постоянно ищет свою NOKIA где-то далеко, - говорит г-н Барабанер, - вместо того, чтобы серьезно, научно обоснованно использовать свое богатство». Речь идет о сланце, программу переработки которого начали США и Канада, Швеция и Польша, свой проект запускает и Китай. Долго насаждавшееся в Эстонии мнение о нерентабельности и даже вредности сланцевой промышленности профессор Барабанер назвал «разговорами непрофессионалов».
Сланец – экологически сложный ресурс, но сегодня существуют технологии, позволяющие обойти эту негативную составляющую. США намерены вырабатывать 160 миллиардов кубометров сланцевого газа. А ведь в ЭССР такие наработки были и действовали, например, газ для Ленинграда первоначально поступал из Кохтла-Ярве, где вырабатывался из сланца. Теперь специалисты ликвидированного в Эстонии Института сланца работают в США и Израиле, они сегодня «на вес золота».
«Топливом второго эшелона» называет сланец г-н Барабанер. Продукты из него придут на смену нефти и природному газу. И Эстония еще имеет возможность вскочить на подножку уходящего поезда, стать страной производящей, а не потребляющей энергоресурсы. Но для этого нужно приложить серьезные усилия по воссозданию сланцехимической промышленности, а не лелеять мечты о дорогостоящей и небезопасной атомной станции…
Другая «эстонская NOKIA», по мнению профессора Барабанера, - это высшее образование на русском языке. На нем, наряду с английским и китайским, как признали на форуме в Астане, в ближайшем будущем будет общаться деловой мир.
Виталий Школаvitali@prospekt.ee
26.08.2010
www.prospekt.ee