9 мая: Парад побед и поражений эстонско-российских отношений
В марте 2005 года президент Эстонии Арнольд Рюйтель отклонил приглашение приехать в Москву на празднование 60-летия Победы. Будущий президент Тоомас Хендрик Ильвес выступил в 2005 году за поездку Рюйтеля в столицу России.
Напомним, что в марте 2005 года бывший министр иностранных дел Эстонии Т.Х.Ильвес был депутатом Европарламента. Ильвес заявил, что президенту все-таки следовало бы поехать в Москву, чтобы поддержать авторитет ЭР. Он также отметил, что следует научиться выбирать принципиальные государственные позиции в отношениях с Россией, к числу которых 9 мая не относится. Важным он считал вопрос о последствиях пакта Молотова-Риббентропа и признание Эстонии преемницей независимой республики с 1918 года, а не новым государством с 1991 года.
Дороги, которые мы выбираем
Сегодня на повестке дня внутренней и внешней политики страны вновь в центре внимания вопроc ехать или не ехать в Москву. Сразу оговоримся, что после распада СССР праздник 9 мая, священный день памяти воинов, погибших и сражавшихся с нацизмом, стал и инструментом внешней российской политики. Плохо это или хорошо — лежит в другой плоскости. Но таковы реалии, ставшие неотъемлемой частью новейшей истории Европы и Евросоюза.
Одно лишь бесспорно. Спекуляции вокруг этого праздника никого не красят. Ни политические, ни исторические. И в Эстонии это все понимают.
На этом можно было бы поставить точку, но длинные многоточия до сих пор остаются из-за установления послевоенного порядка в Прибалтике и Восточной Европе. А после 1991 года это многоточие еще более удлинилось. И продолжило прирастать после апрельских событий 2007 года в Таллинне, августовской войны 2008 года в Грузии и так далее. Отношения между Евросоюзом и Россией, его отдельных стран с РФ, во многом зависят от шагов, связанных с памятью (и памятниками) о советских солдатах, погибших при освобождении теперь уже бывших советских республик и оккупированных Германией европейских государств.
И пять лет назад, когда президент Рюйтель отказался ехать в Москву, не было категорического отказа от представительства Эстонии на празднике. Рюйтель предлагал отправить в Москву или премьер-министра Юхана Партса, или министра иностранных дел Рейна Ланга. По этому поводу была проведена консультация с российской стороной через посла РФ в Эстонии Константина Провалова. В Москве подтвердили, что приглашение Владимира Путина направлено лично президенту Эстонской Республики.
Отказался тогда от поездки в Москву и президент Литвы Валдас Адамкус. Приглашение приняла только президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, заявившая о своем решении еще в январе.
Опрос, проведенный в Эстонии в конце января 2005 года фирмой Faktum показал, что поездку Рюйтеля в Москву полностью поддерживал 31 процент респондентов и 19 процентов были против.
Европрарламентрий Т.Х Ильвес, депутаты большинства фракций Рийгикогу все-таки рекомендовали Рюйтелю поехать в Москву, писали тогда газеты, ссылаясь на свои источники, Но он сделал свой выбор, заявив, что верит в понимание этого шага жителями Эстонии, партнерами и союзниками на Востоке и Западе.
Новое — не хорошо забытое старое
В 2006 году Тоомаса Хендрика Ильвеса избрали президентом Эстонии. В июне 2008 года он отправился в Россию на Международный финно-угорский конгресс, где встречался с новым президентом РФ Дмитрием Медведевым. На эту встречу возлагались большие надежды.
Закончилась она хорошо, но само участие эстонской делегации в конгрессе было омрачено жесткой реакцией председателя комитета по международным делам Госдумы РФ Константина Косачева на речь Ильвеса, в которой президент дал понять, что не все еще ладно в российском финно-угорском королевстве. Некоторые услышали в речи и призывы к самоопределению финно-угорских народов. На резкую речь-ответ Косачева с упоминанием апрельских событий 2007 года эстонская делегация ответила демаршем, покинув зал заседаний конгресса в Ханты-Мансийске.
Таков был первый опыт неофициального визита Ильвеса в Россию. Гораздо богаче он в эстонско-российских отношениях со времен его работы послом в США, а затем министром иностранных дел Эстонии.
Весной 1993 года отношения между ЭР и РФ, еще не выведшей свои войска из Эстонии, были в состоянии информационной войны из всех возможных орудий. У кого их было больше, гадать не приходится. Кстати, Борис Ельцин сообщал в письме Биллу Клинтону, что вывод войск могут затормозить нарушения прав человека. И имеющий опыт работы на Радио "Свобода" Т.Х. Ильвес дожен был в качестве посла отстаивать престиж и интересы Эстонии в США.
Там он встречался и пикировался с послом РФ Владимиром Лукиным. Дружбы ни с ним, ни потом с Юлием Воронцовым тогда не получилось. Особенно жесткой была конфронтация по вопросам вступления стран Балтии в НАТО. А о вашингтонских заслугах Ильвеса, когда ему удавалось отставивать интересы Эстонии, в Москве не забыли. Были и прямые обвинения в его адрес в антироссийских высказываниях от МИД РФ в 2000 году, когда Ильвес выступил на стороне Латвии.
Не забыл и Константин Косачев, обвинивший Ильвеса сразу же после его избрания президентом Эстонии в радикальных взглядах на отношения с Россией. Почему президент Эстонии до сих пор не думает так же как Косачев, трудно понять даже самому Косачеву.
Поэтому есть надежды, что встречи между президентами России и Эстонии приведут к более плодотворному взаимопониманию и сотрудничеству на всех уровнях. Такова судьба всех президентов — подметать за другими "мусор". Который разбрасывают политики, военные, а порой и дипломаты обеих стран.
А стремление к этому и у Медведева и у Ильвеса есть. Эстонский президент о своих взглядах рассказывал, например, россиянам во время радиомоста "Эха Москвы" из Кадриорга. Не будем также забывать, что межгосударственные отношения во многом зависят от личных контактов глав государств.
Приглашение на свой самый главный праздник — важный знак признания и уважения, оказанный приглашенной стороне. Оказанный своему ближайшему и давнему соседу. И обычно в таких случаях рассчитывают на взаимность.
Владимир Фридлянд
01.03.2010
novosti.err.ee
Эстония
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
04.03.2010 07:26