Насколько реалистичны планы нового мэра Москвы, рассуждает директор Института проблем глобализации Михаил Делягин.
«СП»: – Михаил Геннадьевич, первым делом Собянин пообещал провести тотальную ревизию административных барьеров в Москве на всех уровнях: городской администрации, округов, управ, и городских учреждений. Это верная идея?– Верная. Не только барьеров много, так еще и процедуры тендеров, проводимых в столице, вызывают ощущение фальсифицированности.
«СП»: – В развитие этой темы кандидат в мэры «наехал» на бюджет Москвы: сказал, что цифры доходов московского бюджета неадекватны возможностям, которые заложены в нынешних источниках этого бюджета. По его мнению, чтобы город не стал банкротом и сохранил возможности развития, «необходимо рачительно относиться и к тратам бюджета, и самым скрупулезным образом проанализировать его доходную часть: аренду имущества, плату за землю, дивиденды по акциям, принадлежащим московскому правительству». Москва и впрямь на грани банкротства?– Насчет банкротства – думаю, Собянин несколько преувеличил. А вот провести тщательную ревизию бюджета – безусловно, необходимо. Возьмите самое простое дело – аренду московской недвижимости. Город от такой аренды получает раз в шесть меньше, чем должен получать на самом деле. За год квадратный метр недвижимости, сдаваемый Москвой в аренду, приносит городскому бюджету меньше, чем коммерсанты платят за него за месяц. Это нуждается в тщательном анализе. Есть, конечно, общественные организации, которые арендуют помещения на льготных условиях. Ну, а есть, извините, «крыши» для какого-то бизнеса.
«СП»: – «Разобравшись» с бюджетом, Собянин сделал заявление: сказал, что практика нерегламентированного сбора средств с родителей московских школьников должна быть прекращена…– Это спорное заявление, потому что сначала школы нужно нормально финансировать. Во многих московских школах даже бесплатного питания у детей нет – у меня, например, дети в такую школу ходят. Да, в таких школах детям дают с собой деньги. Это законные поборы или нет? Вообще-то, это результат нарушения федеральным бюджетом своих обязательств.
В целом, в Москве грабеж есть и в детских садах, причем совершенно чудовищный. У меня рядом с домом детсад, где с родителей дерут по 32 тысячи рублей в месяц, при том, что он формально считается государственным. Поборы есть и в школах, даже образцовых. Во всем этом нужно, конечно, разбираться. Но, похоже, сейчас у товарища Собянина – период громких заявлений.
Я вчера, 20 октября, слушал его выступление по «Эху Москвы» – в нем он говорил ужасные фразы. Например, о том, что он до сих пор не имеет прописки в Москве – это он-то, начальник аппарата правительства! Вполне возможно, прописка у него, действительно, на Рублевке, и хвастать этим незачем. Но зачем рассказывать, как он ездит в метро, и какие у него проблемы с милицией – якобы его один раз даже в каталажку засунули?!
Как человек, периодически ездящий на метро, могу сказать: московская милиция никогда не вяжется к человеку в галстуке, как не вяжется к людям, по которым видно, что с них есть «крыша». К человеку, одетому как Собянин, и с выправкой Собянина, не подойдет ни один милиционер, даже нетрезвый. Милиционеры – люди чуткие, они отличные прикладные психологи.
«СП»: – Кстати, насчет пиара. Собянин заявил, что строить в Москве нужно не в ущерб исторической части города.– Это общие слова. Посмотрим, прекратится ли строительство депозитария возле Кремля, напротив дома Пашкова, или нет.
«СП»: – Под конец выступления Сергей Собянин вернулся к финансам. Он сказал, что Москва остро нуждается в системе долгосрочного бюджетного планирования, а также в аудите расходов и доходов. Вы такое начинание поддерживаете?– Это абсолютно правильно. Будет неплохо, если Москва окажется пионером, который покажет федеральному бюджету, как это нужно делать.
Другое мнение
Алексей Мухин, гендиректор Центра политической информации:
– Программная речь Сергея Собянина получилась довольно формальной. Благодаря референтам, он составил ее таким образом, чтобы затронуть наиболее болевые точки развития города. Ревизия административных барьеров – это, действительно, важная мера. Она связана с борьбой с коррупцией, и в этом направлении Собянин, судя по всему, будет успешен. Помощь ему окажут следственные органы, потому что лично новый мэр и его команда вряд ли будут заниматься этой проблематикой.
Ревизия подразумевает не только антикоррупционную борьбу, но и расширение частных бизнес-проектов в Москве. С проблемой барьеров сталкивается каждый второй, открывающий бизнес в столице, а каждый первый, судя по всему, был аффилирован с лужковской командой, и этих барьеров не чувствовал.
Высказывание Собянина относительно бюджета коррелирует с высказыванием главы Минфина Алексея Кудрина, что бюджет нужно, во-первых, экономить, во-вторых, повышать его доходную часть. Справедливо и высказывание Собянина, что доходы московского бюджета неадекватны его же возможностям. В переводе на русский это означает, существующая в Москве система доходов занижалась таким образом, чтобы иметь максимальные откаты для ключевых участников этих схем. Аудит расходов и доходов – первый этап, который должны пройти городские власти в ходе антикоррупционной кампании.
Вообще, речь Собянина неожиданного не содержит. Интересно другое: ограниченный состав лиц прежнего московского правительства, присутствующий на торжественной части инаугурации. Туда не пригласили очень статусных членов команды Юрия Лужкова, включая Владимира Ресина, а также депутатов Мосгордумы. Все это – плохие знаки для лужковской команды, которые подает новый мэр.
www.svpressa.ru