О прогнозировании цен на свободных рынках.Сложность этих систем во многом обусловлена и их дуальным характером, так как каждый оператор рынка одновременно является и объектом, и субъектом системы. Такие рынки функционируют сегодня по своим, специфическим, законам и уже не столь жёстко привязаны к состоянию экономического базиса. Именно поэтому мы наблюдаем в последние годы столь значительные ценовые движения, не подтверждённые фундаментальными факторами. В том числе и на рынке доллар-евро, где цена доллара с 2001 по 2008 год удвоилась (см. график 1). Или, например, на рынке нефти, где цена в 2005-2008 выросла с 40 USD до 140 USD, потом за 5 месяцев рухнула до 35 USD (см. график 2). Все попытки объяснить эти движения фундаментальными факторами явно не выдерживают критики.
И, без сомнения, современные глобальные рынки суть самоорганизующиеся системы. Их поведение и закономерности видоизменяются под воздействием изменяющихся внешних факторов.
Именно поэтому задача определения дальнейшего движения цен на свободном рынке не формализуема. Т.е. не существует формальных методик (алгоритмов), позволяющих постоянно правильно предсказывать направление движения цен. Если какая-то формальная методика и начинает работать, изменяющийся рынок приведёт к тому, что работать она перестанет. И длительный положительный эффект работы на рынке могут дать лишь неформальные методы. Методы, основанные на опыте и интуиции участника рынка, позволяющие ему менять свои подходы вместе с изменяющимся рынком. Впрочем, как показали результаты текущего кризиса, участников рынка, способных быстро менять свои стратегии вслед за рынком, пока крайне мало.
Куда движется евродолларовый маятник?Из выше сказанного вовсе не следует, что пытаться предсказывать движение цен на современном финансовом рынке бессмысленно. Определённые устойчивые закономерности на рынке существуют (особенно на длительных периодах), и на них можно опираться. Одна из таких закономерностей – трендовый характер движения цен. На таких закономерностях основывается и предложенная мной в 2001 году модель маятника для описания движения цен на рынках свободных валют. Согласно этой модели, цены конвертации свободных валют колеблются вокруг их «справедливого» значения, чередуя циклы роста и падения. А многолетнее среднее цен есть не что иное, как «рыночная оценка» этой справедливой цены. Сейчас на рынке доллар-евро это среднее находится где-то в районе 1,15 EUR/USD – 1,16 EUR/USD.
Почему же текущие цены так далеки от своего справедливого значения? Ответ на этот вопрос кроется в специфике функционирования современных свободных рынков. Сегодня огромная масса присутствующего на глобальных рынках спекулятивного капитала способна двигать цены на очень большие расстояния. Тем не менее, основной тезис модели маятника заключается в том, что уйдя в какую-либо сторону от «фундамента», цена валютной пары неизменно организует обратное движение. Если, конечно, за это время реальное фундаментальное соотношение валют не претерпит существенных изменений.
С точки зрения этой модели, рост евро в 2001 – 2008 гг. с 0,84 EUR/USD до 1,6 EUR/USD и по времени, и по силе движения вполне соответствует законченному циклу. И с большой вероятностью можно полагать, что максимум июля 2008 года стал точкой разворота многолетнего тренда. Что касается последней волны ослабления доллара с марта по сентябрь 2009 года (с 1,25 EUR/USD до 1,48 EUR/USD), то её можно рассматривать как естественную коррекцию роста доллара в июле-октябре 2008 года (с 1,6 EUR/USD до 1,25 EUR/USD).
Конечно, остаётся вопрос о положении реального фундаментального соотношения доллара и евро. В частности о его возможном существенном изменении под влиянием текущего мирового финансового кризиса.
Поправки на кризис.Кризис действительно нанёс серьёзный удар по экономической базе доллара – американской экономике. Потери только американских финансовых компаний измеряются триллионами долларов и банкротствами знаменитейших брендов. Так из прямых списаний от кризиса мирового финансового сектора в объёме 1,6 трлн.долларов, 1,075 трлн.долларов приходится на американские компании и лишь 480 млрд.долларов – на европейские (данные Bloomberg). А банкротства Lehman Brothers и General Motors, это почти национальная трагедия для американцев. Но, несмотря на менее громкие потери Старого Света, общий спад экономики в 2008 и первой половине 2009 года в Европе сравним с американским. Так что экономический базис евро получил не менее серьёзный удар.
Есть, правда, и ещё один «скользкий» момент. Долларовая эмиссия. Для спасения своей финансовой системы, оказавшейся в 2008 году на грани коллапса, ФРС «завалила» межбанковский рынок долларами. В результате баланс американского ЦБ (фактически денежная база доллара) вырос с августа по декабрь 2008 года с 900 млрд.долларов до $2,2 трлн.долларов. Если бы эти деньги попали в банковскую систему в докризисной ситуации, это привело бы к сумасшедшей инфляции. Однако, эти деньги пока не используются для кредитования и в основном остаются на счетах коммерческих банков в ФРС. И теперь у ФРС новая головная боль – суметь стерилизовать обратно эту массу при выходе из кризиса. Если решить эту задачу не удастся, фундаментальные свойства доллара действительно существенно ухудшатся.
Однако и ЕЦБ не является «ягнёнком» в этой области и имеет те же проблемы. Объём денежной массы евро рос с момента его ввода очень быстрыми темпами. И хотя такого всплеска роста в 2008 не было, в конце года баланс ЕЦБ составлял уже 1,85 трлн.евро (это 2,6 трлн.долларов). Правда, в отличие от ФРС, ЕЦБ и 16 Центробанков стран Еврозоны имеют внушительные золотовалютные резервы - порядка 500 млрд.долларов. Но даже «очищенный» баланс составит порядка 2,1 трлн.долларов, что сравнимо с балансом ФРС. При этом объём ВВП Еврозоны всё ещё на 5%-10% ниже объема ВВП Америки (объём ВВП всего Евросоюза уже превышает американский).
Таким образом, говорить, что за время кризиса фундаментальная ситуация существенно ухудшилась лишь на стороне доллара, нет веских оснований.
Другое дело, что цену валют сегодня определяют не фундаментальные соотношения, а рыночные процессы. И здесь очень важна психологическая составляющая участников рынка. А учитывая наблюдаемый в последнее время информационный натиск на доллар, возможность сценария с паническим сбросом долларов рынком действительно увеличивается.
Но, на наш взгляд, вероятность такого сценария пока на порядок ниже варианта продолжения цикла роста доллара.
Одним из сигналов приближения «катастрофического» для доллара сценария, на наш взгляд, станет потеря доверия рынка к американским госдолгам с соответствующим резким падением их цены.
Однако, даже малейших сигналов такого поворота событий на рынке американских госдолгов пока явно не наблюдается.
Соответственно, наш основной сценарий – доллар вошёл в новый многолетний цикл роста к евро, и в течение 2-3 лет цена пары может достичь уровня паритета (1 евро за 1 доллар).
Рис.1 График движения цен евро/доллар (аппроксимация с 1993 года).Леонид Альшанский главный аналитик AB.LV24.09.2009
www.dv.ee