Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 170

0 пользователей, 170 гостей

Из жизни виртуальных президентов (1) 2184 0

Вот уже неделю как россияне обсуждают очередной выход президента Медведева в интернет-пространство. Публикацию президентского обращения на либеральном интернет-ресурсе gazeta.ru многие расценили как свидетельство демократизации власти. И текст обращения давал для этого некоторые основания: президент говорил о «неокрепшей демократии», «низком качестве общественной дискуссии, в том числе критических выступлений», о том, что «общественное согласие и поддержка обычно выражаются молчанием», а «возражения очень часто бывают эмоциональными, хлесткими, но при этом поверхностными и безответственными». И наконец, заявил, что в недалеком будущем «политическая система России будет предельно открытой, гибкой и внутренне сложной».

Прозвучало красиво, рационально и демократично. Однако тем, кто демократию в России привык связывать со временами Ельцина, был подан недвусмысленный сигнал: форсированного изменения политической системы не будет, возврат к парализованному государству времен «демократических девяностых» недопустим. Были упомянуты и западные гранты и некий особый российский путь, и отсутствие необходимости копировать опыт уже существующих демократических государств. Что характерно, закончилось это «демократическое» послание вообще угрозой: «Нашей работе будут пытаться мешать. Влиятельные группы продажных чиновников и ничего не предпринимающих «предпринимателей». … Они собираются до скончания века выжимать доходы из остатков советской промышленности и разбазаривать природные богатства, принадлежащие всем нам. Но будущее принадлежит не им. Оно принадлежит нам. Таких, как мы, абсолютное большинство. Мы будем действовать». Привет, так сказать, Ходорковскому и иже с ним.

В итоге получается: президент пообещал светлое будущее; раскритиковал пассивное общество; в то же время сделал выпад в сторону активной оппозиции, безответственно порицающей власть; пообещал некую отличную от уже существующих демократию (как будто набор общественных моделей не ограничен); пообещал искоренить коррупцию, а заодно пригрозил бизнесменам. Дескать, дорогое российское общество, это ты виновато в том, что страна не развита ни технологически, ни в плане гражданского общества, поэтому ты туда не ходи, сюда ходи и проявляй при этом гражданскую активность. Но проявляй ее не так, как ты считаешь нужным, и упаси тебя президент следовать западному примеру: все покажем, все расскажем, а кто не спрятался, мы не виноваты.

Что характерно, агрессивный месседж власти уловили многие, Интернет пестрит откликами с пародийными заглавиями вроде «Стоп, Россия!» или «Принуждение к модернизации». Поторопился откликнуться и московский мэр, который в своей статье «Россия, действуй!» поспешил поддержать власть – в том числе, вероятно, и в борьбе с коррупцией. Вероятно, это и есть особый путь российской демократии…

По ком «дарвалдает» колокольчик?

Не менее красноречивое название носила и встреча Владимира Путина с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай», прошедшая под лозунгом «Россия и Запад: назад в будущее». Видимо, повинуясь заданной названием логике, один из присутствовавших задал российскому премьеру вопрос о том, собираются ли они с Медведевым конкурировать на следующих президентских выборах. На это последовал неоднозначный ответ: «Не будем. Мы договоримся. Потому что мы люди одной крови и одних политических взглядов».

Путин сослался при этом на опыт британского премьер-министра Тони Блэра, которого сменил Гордон Браун без каких-либо консультаций с британским народом: «Это была просто смена власти в стране, и это были те двое, кто принял решение». Сравнение, впрочем, довольно странное, учитывая, что Блэр уходил в отставку досрочно и порядок смены британского правительства имеет мало общего со сменой президента в другом государстве. Кроме того, собственно процедуру избрания президента Российской Федерации пока никто не менял. Месседж, однако, вполне ясен: следующего российского президента народ будет выбирать номинально. Вернее, будет выбирать того, кого выберет премьер-министр.

Ответ последнего дал западной прессе повод предположить, что Путин собирается сменить Медведева на президентском посту. Того же мнения придерживаются и многие российские политологи. Другое дело, что формальное возвращение на пост главы государства Путину просто ни к чему: зачем возбуждать лишние кривотолки, если и без того есть президент, с которым можно договориться в рамках междусобойчика? На фоне признаний Медведева в неразвитости российского гражданского общества и особом пути российской демократии абсолютистские заявления премьер-министра смотрятся как-то неприлично – зато хорошо дают понять, что подлинных перемен ждать не стоит. Не то чтобы про «Россию и Запад» ничего на встрече с журналистами и политологами не сказали, но все как-то больше уловили намек на «назад в будущее». Колокольчик прозвенел, сигнал подан: не обольщайтесь. Они одной крови, и политикам тяжело менять кожу…

Фото: Scanpix/Reuters
Президент Медведев – большой поклонник Интернета, но публикация в либеральном сетевом издании отнюдь не делает его либералом.




Фото: Scanpix/Reuters
«Когда мой друг Тони Блэр ушел, Гордон Браун немедленно стал премьер-министром», – напомнил Путин. «Они консультировались с народом Великобритании? Нет, это была просто смена власти в стране, и это были те двое, кто принял решение».


"День за Днем", 18 сентября 2009 года » Без границ

Рубрику ведет:
Олеся Лагашина


lagash@dzd.ee

тел. 666 2518

www.dzd.ee

Мировые новости Прямая ссылка Добавил: Vitaly 23.09.2009 23:14

|


Комментарии

  • Nunataki

    Nunataki 24 сентября 2009 г. 11:03:38 Ссылка

    Интересно, к чему снятся президенты?
    мне вот нет, нет так приснится В.В.Путин, а вот позавчера Д.Медведев, при чем я на кануне не вела полит. дискуссии, не смотрела программу время и вообще не думала о президентах, как таковых:-)

  • Добавить комментарий