Нехватка инженеров начинает тормозить добычу сланца
В ближайшие годы с производством сланца в нынешнем объеме могут возникнуть серьезные проблемы, поскольку концерну "ЭП" пока не удается привлечь на работу большего количества молодых инженеров.
Средний возраст работников "Ээсти пылевкиви" приближается к 46 годам. В течение ближайших десяти лет тысяча нынешних работников достигнет пенсионного возраста, триста из них - специалисты с высшим образованием. "Это довольно ужасающие цифры", - констатировал председатель правления концерна Илмар Йыги на проходившей вчера в Йыхви конференции "Перспективы добычи сланца, обработки и образования".
Поколение "Эстонии" уходит
На сегодняшний день, по оценке Йыги, опорой "Ээсти пылевкиви" является поколение людей, которые пришли сюда на работу в 70-е годы минувшего столетия при запуске шахты "Эстония". "При выходе производства на полную мощность здесь работали 2500 человек, и большинство были практически ровесниками. А теперь они все почти одновременно начнут уходить на пенсию", - сказал он.
Йыги заметил, что молодых людей довольно трудно заметить на предприятии. "Пока эта ситуация сложна лишь психологически, поскольку вижу, что большая часть людей - моего возраста и еще старше. И в общем это пока не особо влияет на деятельность предприятия, но через три-четыре года проблема повышения среднего возраста работников начнет сказываться на рабочем процессе", - заявил Йыги.
Уже сейчас "Ээсти пылевкиви" серьезно занимается созданием механизмов, которые помогли бы привлечь на работу молодых специалистов. Основными партнерами по сотрудничеству стали Вирумааский колледж Таллиннского технического университета и Ида-Вирумааский центр профобразования.
- Мы ожидаем, что прошедшая там обучение молодежь, помимо профессиональных навыков, будет иметь представление о современной экономике и промышленности. Кроме того, очень важен международный аспект, поскольку "ЭП" использует технику и технологии разных стран, - сказал он.
Работы хватит на всю жизнь
По мнению Илмара Йыги, аргументом, который мог бы стать главным в принятии решения в пользу того, чтобы связать свою трудовую жизнь с шахтой, могло бы стать то, что работы здесь хватит еще на целое поколение. Согласно нынешним программам развития, в ближайшие шесть-семь лет "Ээсти энергиа" собирается инвестировать в сланцевую промышленность 50 миллиардов крон.
- Срок службы закупаемых устройств составляет примерно 30 лет. Так что, по крайней мере до 2050 года для будущих инженеров здесь будет очень много работы, - утверждает Йыги. - У нас не должно создаться такой рискованной ситуации, при которой человек, выучившись на горного инженера, в одночасье останется без работы.
Он добавил, что если такая ситуация и возникнет, то, по его мнению, уровень образования должен быть высок настолько, чтобы служить социальной гарантией, которая позволит специалисту найти работу в любом уголке мира. "Да хоть в Аргентине на добыче серебра или в Южно-Африканской Республике на золотых приисках", - заметил Йыги.
Академик Анто Раукас констатировал: сниженный интерес к профессии инженера обусловлен тем, что в эстонской школьной системе не достаточно уделяется внимания обучению реальным предметам.
- Многие молодые говорят, что они пошли бы учиться в технический университет, если бы там не было экзамена по математике, физике и химии, - иронизирует академик.
Преподающий сейчас в Морской академии Раукас заметил, что раньше уровень знаний учеников из русских школ северо-востока Эстонии по реальным предметам был намного выше, нежели у выпускников эстонских школ, а теперь он значительно упал. "Следовательно, наша школьная система недостаточно хороша", - отметил Раукас.
Эрик ГАМЗЕЕВ
Суббота, 18.4.2009
rus.pohjarannik.ee
Эстония
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
21.04.2009 10:02