Пентагон сообщил: с начала 2010 года на Китсапе морские львы и дельфины будут использованы как для несения караульной службы, так и для обнаружения мин и других потенциально опасных объектов. Американские ВМС заверяют: решение согласовано со всеми природоохранными ведомствами.

США активно используют на службе морских млекопитающих еще со Второй мировой войны. Но тогда морские львы применялись американцами в основном как "живые мины" в спецоперациях. А во время войны во Вьетнаме морские млекопитающие, например, занимались охраной военно-морской базы Камрань.

Успехи американцев в свое время подтолкнули и Советский Союз к созданию собственной тренировочной базы в Казачьей бухте под Севастополем, где наши специалисты приступили к подготовке дельфинов-афалин для охраны главной базы Черноморского флота.

- Успех был впечатляющий, — рассказал "Известиям" директор Мурманского морского биологического института (ММБИ), академик Российской академии наук Геннадий Матишов. — Неагрессивные по своей природе дельфины-афалины несли постоянную боевую вахту на входе в севастопольскую бухту, надежно прикрывая военные корабли и береговые объекты от непрошеных гостей. Обнаружив нарушителя, дельфин тут же сообщал об этом на береговой пункт оператору и, получив приказ, мог самостоятельно его уничтожить.

Для этого были созданы специальные дельфиньи намордники с пикой. Афалин обучили находить торпеды, мины и другую затонувшую военную амуницию на глубине до 120 метров, приспособили к десантированию с вертолетов. Успех программы был настолько высок, что дрессировкой животных занялись на Тихоокеанском и Северном флотах. Однако развал СССР поставил крест на этой программе. Из-за безденежья военные потеряли к ней интерес. Центр в Казачьей бухте закрыли, сотрудников и животных распустили. Сегодня Матишов — один из немногих, кто при поддержке командования Северного флота, продолжает развивать эти исследования в интересах ВМФ.

- Первоначально ставку делали на подготовку китов-белух, — говорит Матишов. — По своей природе они обладают очень чувствительными гидролокаторами. Мимо них не проплывет ни человек, ни подводный объект. Военные хотели, чтобы белухи постоянно "паслись" на входах в бухты базирования флота и в случае чего сигнализировали на берег об опасности, а уж после этого в акваторию запускали бы тюленей-убийц. Это очень смышленые, выносливые животные с хорошей оборонительной реакцией. Даже после годичного перерыва в тренировках тюлень сохраняет в памяти голосовые команды.
Но в середине 80-х еще не было аппаратуры, которую можно было бы надеть на китов, чтобы они фиксировали обстановку и передавали "картинку" на экран оператору. К тому же люди оказались неподготовленными к работе с такими крупными и, как оказалось, "нежными животными". В морских льдах и во время полярной ночи — при температуре воды до минус 1,7 градуса и воздуха до минус 30 градусов — они стали болеть. А к этому оказались не готовы уже ученые. Квалифицированно лечить китов было непросто. От белух отказались и полностью сконцентрировавшись на тюленях.

- Последние годы финансирование велось по линии Академии наук, — говорит Матишов. — Нам платили за изучение физиологии морских млекопитающих. Впрочем, наши успехи оценили и военные.
Сейчас там подготовку проходят 10 "спецназовцев" — кольчатые нерпы, морские зайцы, серые и гренландские тюлени. Какие именно успехи в их подготовке привлекли военных?

"Ластоногий спецназ" Матишова умеет, например, обнаруживать мины. А может и поднимать с больших глубин различные вещи. Как говорят специалисты, тюленю достаточно показать искомый предмет — и он найдет его на дне морском.

Хорошо получается активный контакт с водолазом — принести инструменты или, наоборот, отнести что-то на поверхность. Причем тюлень вполне в состоянии отличить водолаза "своего" от "иностранного". И при получении сигнала обездвижить подводного диверсанта либо вообще убить.

- Нам хотелось бы, чтобы животные в перспективе работали наподобие американских сивучей, — говорит академик. — Американцы своих "зверей" с вертолетов десантируют в воду вражеской акватории, и животные отправляются на минирование объектов либо записывают на видео все, что видят по ходу движения вдоль неприятельского побережья, регистрируют специальной аппаратурой радиационный фон и другие заданные параметры. Причем информация может передаваться в компьютерную базу данных прямо с воды.

Геннадий Матишов отказался говорить "Известиям" о том, какие задачи сегодня ставят перед его "учениками" военные. Конечно, хотелось бы, чтобы эти работы были включены в гособоронзаказ. Судя по тому, что программу тренировок морских млекопитающих снова, как и в советские времена, становится сверхсекретной. Это может произойти. Ведь более совершенных бойцов и помощников для действий в морских и океанских глубинах в природе не существует.
Дмитрий Литовкинnnm.ru