Российские "Тополи" бросили тень на соглашение по СНВ с США
Российские "Тополи" бросили тень на соглашение по СНВ с США
(3) 3193 0
Москва и Вашингтон не могут прийти к соглашению по новому договору о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ), который и Москва, и Вашингтон считают ключевым документом года. Одно из противоречий заключается в желании Вашингтона во что бы то ни стало сохранить жесткий контроль над российскими мобильными межконтинентальными баллистическими ракетами "Тополь", с чем не согласны в Москве.
Напомним, СНВ-1 был подписан СССР и США 31 июля 1991 года и вступил в силу 5 декабря 1994 года. Срок действия — 15 лет — до 5 декабря 2009 года. Договор может быть заменен новым соглашением в этой области или продлен на пятилетний срок, причем переговоры о его продлении или замене должны быть проведены не позднее чем за год до истечения срока действия СНВ-1.
- Причина разногласий
Договор обязал каждую из сторон сократить более 40% ядерных боезарядов (до 6 тысяч единиц) и около 30% их стратегических носителей (до 1600 единиц). К 2001 году Россия и США выполнили эти обязательства. Кроме того, Договор установил качественные ограничения — ввел запрет на баллистические ракеты "воздух-земля", на превышение согласованного количества боезарядов на каждом типе ракет, на оснащение крылатых ракет разделяющимися головными частями и др.
В 2009 году состоялось три раунда российско-американских переговоров по заключению нового соглашения об СНВ — 19-20 мая в Москве, 1-3 июня и 22-24 июня в Женеве. Переговоры проходили за закрытыми дверями, и об их результатах ничего не сообщалось.
6 июля в Москве президенты РФ и США Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали рамочное соглашение по СНВ, которое будет основой для нового договора по СНВ. В документе, подписанном в первый день московского саммита, Россия и США заявили о намерении сократить почти в два раза количество ядерных боезарядов — до 1500-1675 единиц и их носителей — до 500-1100 единиц. Конкретные цифры, которые должны быть зафиксированы по предельным уровням в договоре, предполагается согласовать в ходе дальнейших переговоров.
В начале этой недели в Женеве стартовал очередной раунд переговоров между Россией и США по новому договору СНВ. Замгоссекретаря США Эллен Тошер, комментируя ход переговоров, заявила, что Вашингтон "очень разочарован" реакцией Москвы на свои предложения.
"Мы очень разочарованы ответом, который получили на пакет предложений, доставленный помощником президента США по национальной безопасности Джеймсом Джонсом десять дней назад", — заявила замгоссекретаря США по контролю над вооружениями и международной безопасности. Как отмечает издание, ее слова стали первым за последние недели официальным признанием наличия серьезных проблем в подготовке нового договора по СНВ.
Раскрыть суть разногласий она отказалась — стороны условились не обнародовать детали работы над новым соглашением по СНВ до тех пор, пока оно не будет готово в окончательной редакции. "На общение переговорщиков с прессой наложено жесткое эмбарго. Это чувствительная тема, и любая утечка может если не сорвать подписание документа, то серьезно навредить", — заявили "Коммерсанту" в Кремле.
Более откровенными оказались эксперты, привлеченные к процессу подготовки договора. Один из них, знакомый с содержанием переданных Москве американских предложений, сообщил о некоторых пока не урегулированных сторонами противоречиях. По его словам, расхождения по-прежнему касаются минимального уровня носителей ядерных боеголовок, который должен быть закреплен в будущем СНВ, а также механизма контроля над мобильными межконтинентальными баллистическими ракетами (МБР).
"В своем пакете американцы обозначили новый потолок для носителей боезарядов, с которым мы не совсем согласны", — сказал эксперт, отказавшись раскрыть заявленное США количество средств доставки.
Полярные позиции по поводу средств доставки стороны изложили еще в июле, когда российский и американский президенты Дмитрий Медведев и Барак Обама подписали в Москве "Совместное понимание по вопросу о дальнейших сокращениях и ограничениях стратегических наступательных вооружений". В нем США обозначили цифру в 1100 носителей, тогда как РФ предложила более радикальный подход и высказалась за их сокращение до 500 единиц. И судя по словам эксперта и заявлению Эллен Тошер, стороны и сейчас далеки от компромиссного варианта на этот счет.
Причина разногласий
Неувязки вокруг контроля над МБР эксперт объясняет тем, что Вашингтон предложил оставить в новом СНВ механизм мониторинга, прописанный в истекающем договоре СНВ-1. "Они предлагают сохранить и даже усилить контроль над нашими мобильными МБР типа "Тополь", — пояснил эксперт. — Мы же против выделения "Тополей" в отдельную категорию".
Как отметил эксперт, такая позиция Москвы связана с тем, что у США сейчас нет на вооружении мобильных наземных МБР и поэтому американское предложение "носит односторонний характер". Судя по всему, предлагая установить контроль над российскими мобильными МБР, американская сторона пытается отчасти восстановить баланс, нарушенный после того, как США в 1991 году свернули программы разработки собственных мобильных комплексов. В июле 1991 года Москва и Вашингтон подписали договор СНВ-1. А уже в сентябре тогдашний американский президент Джордж Буш-старший распорядился заморозить затратные программы по совершенствованию ядерного вооружения и инициировал прекращение финансирования мобильного варианта МБР, известного как Midgetman, и ряда других разработок.
По словам источника "Ъ", российская сторона настаивает на том, что нет необходимости более жестких ограничений на мобильные МБР по сравнению с другими мобильными средствами, "такими как баллистические ракеты подводных лодок".
Впрочем, драматизировать возникшие неувязки, равно как и заявление Эллен Тошер, эксперт не склонен. "Движение идет, и все расхождения в конечном счете разрешимы, — резюмировал он. — К словам Тошер я бы относился критически. Ее выступление вполне может объясняться желанием слегка на нас надавить".
Судя по всему, аналогичной точки зрения придерживаются и в МИДе РФ. Во всяком случае, официальный представитель ведомства Андрей Нестеренко вчера заявил, что женевские переговоры по СНВ "идут практически в непрерывном режиме".
Окончательные развязки по договору СНВ предстоит найти лидерам двух стран. Дмитрий Медведев и Барак Обама увидятся 14-15 ноября на саммите организации Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества в Сингапуре, и тема СНВ будет на этой встрече основной. Президенты будут проинформированы как о проделанной работе, так и об остающихся проблемах, по которым им лично придется принимать принципиальное решение.
Справка от kommersant.ru:
Как сейчас контролируют "Тополя"
В действующем Договоре о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) от 31 июля 1991 года имеется ряд принципиальных ограничений, касающихся мобильных пусковых установок межконтинентальных ракет.
Во-первых, на таких установках не может быть развернуто более 1100 боеголовок. Во-вторых, развернутые грунтовые мобильные пусковые установки (ПУ) могут базироваться только в ограниченных районах площадью не более 5 кв. км — и не более десяти ПУ в каждом. В-третьих, район развертывания мобильных ПУ не должен превышать 125 тыс. кв. км, в таком районе может находиться не более одной базы мобильных ракет. Покидать район развертывания ПУ могут "только в порядке передислокаций или оперативных рассредоточений", при этом в передислокации не могут участвовать сразу все установки и ракеты.
Наконец, каждая из сторон обязана по требованию другой передавать ей уведомления о передвижениях и рассредоточениях мобильных ПУ. Для обеспечения контроля стороны используют свои национальные технические средства. Для "содействия контролю" каждая ракета для мобильных ПУ получает собственный опознавательный знак. Предусмотрена также такая мера, как "выставление мобильных пусковых установок под открытым небом" — правда, с запросом на такое действие каждая сторона может обратиться не более семи раз в год.
Мобильная монополия России
СССР стремился заполучить мобильные баллистические ракеты еще в 1960-х годах. Американские межконтинентальные ракеты имели высокую точность и могли поражать советские шахтные пусковые установки, координаты которых рано или поздно становились известны, с очень высокой вероятностью. Мобильные же ракеты, районы патрулирования которых могли составлять тысячи квадратных километров, крайне сложно засечь (по имеющимся данным, даже сейчас американские спутники отслеживают районы их базирования в России не более одного часа в сутки.) Это резко повышало живучесть стратегического ядерного оружия. Однако в 1960-е сделать этого советский уровень технологий не позволил.
Первым в СССР и в мире межконтинентальным мобильным ракетным комплексом стал "Темп-2С", разработанный в 1970-х годах в НИИ-1 (впоследствии — Московский институт теплотехники, МИТ). В 1970-е годы МИТ создал на базе двух верхних ступеней ракеты "Темпа" комплекс средней дальности — РСД-10 "Пионер", ставший известным во всем мире как SS-20. Он мог стрелять на 5 тыс. км. К 1987 году СССР выпустил 650 "Пионеров", из них 2/3 были предназначены для уничтожения объектов в Европе и на Ближнем Востоке и 1/3 — для уничтожения объектов в Азии и США. "Пионеры" ликвидировали в соответствии с подписанным в декабре 1987 года Договором СССР и США о ликвидации ракет средней дальности и меньшей дальности.
К тому времени в СССР развернули производство межконтинентальных мобильных комплексов РТ-2ПМ "Тополь". Его ракета стартовой массой 45 тонн могла забросить боевую ступень в 1 тонну на 10 тыс. км. В 1990-е годы в МИТе разработана модернизация "Тополя" — ракета "Тополь-М", существующая уже как в мобильном, так и в шахтном вариантах. Она также несет одну боеголовку. В настоящее время РВСН России имеют 174 мобильных "Тополя" и 15 "Тополей-М".
США озаботились мобильностью своих ракет также в 1960-е годы. В 1970-е годы в Америке разрабатывалась мобильная ракета LGM-118A Peacekeeper (MX). 200 таких ракет должны были случайным образом перемещаться между 4,6 тыс. возможными точками пусков так, чтобы противник не знал, где находятся ракеты в каждый конкретный момент. Из-за дороговизны от этой схемы отказались, решив разместить MX в обычных шахтах. Вторая попытка создать мобильную межконтинентальную ракету была предпринята США в 1980-х годах.
Комплекс получил название XMGM-134A Midgetman, предполагалось, что небольшая (стартовый вес 16,8 тонны) ракета, запускаемая с автоприцепов, будет иметь дальность 11 тыс. км. Проект также свернули вскоре после подписания договора СНВ-1 в 1991 году.