Члены правления квартирного товарищества Мыйза, 2 Инна Мисевичине, Наталья Пенькова и Ольга Щуровская (председателя пока у КТ нет) рассказали корреспонденту «Виру Проспекта» о прискорбном положении, в котором оказался их дом, оставшись на три с лишним месяца без горячей воды.
Спали в одеждеПо их словам, температура воздуха в квартирах к началу октября понизилась до 11 градусов (все-таки здание не обогревалось не только системой центрального теплоснабжения, но и трубами, подводящими горячую воду в краны). Жители дома, не снимающие теплой одежды даже на ночь, стали чаще болеть простудными заболеваниями, а из-за не проходящей сырости жилые посещения атаковала плесень, где-то отклеивались обои. Бабушки, не имеющие средств для покупки электрообогревателей, ходили по квартирам в валенках, - сообщили женщины.
Будет гражданский искЧлены действующего правления заявляют, что моральный и материальный ущерб жителям Мыйза, 2, а также вред их здоровью нанес снятый в сентябре председатель – Виктор Лимонов, расходовавший собираемые по коммунальным счетам средства на другие цели. В результате чего долг КТ перед распределяющим тепло предприятием Narva Soojusvo~rk превысил 200 тысяч крон, а то после многочисленных предупреждений пошло на крайнюю меру – оставило дом без горячей воды и тепла до выплаты первой части долга.
В начале августа Ольга Щуровская подала заявление в полицию на председателя КТ Виктора Лимонова. Состава уголовного преступления в действиях Лимонова не установили, но посоветовали обращаться по данному факту в суд с гражданским иском. Такой иск правление планирует обязательно подать, но пока откладывает это затратное дело, чтобы сначала рассчитаться с Narva Soojusvo~rk.
Неприятная неожиданностьСобирая 88 тысяч (после выплаты которых и согласования графика выплаты оставшегося долга, 129 тысяч крон, Soojusvo~rk соглашался возобновить поставки тепла и горячей воды), товарищество накопило долги и по прочим коммунальным услугам. Общий долг товарищества поставщикам услуг в сентябре составлял 312 тысяч крон. Сейчас товарищество просит прочих своих партнеров не начислять пени по имеющимся обязательствам.
«После того, как в июле нам не подключили горячую воду, нас собрал господин Лимонов и сказал, что наш долг Narva Soo-jusvo~rk составляет 88 тысяч крон, я ему не поверила, затребовала банковские распечатки и обнаружила, что долг на самом деле достиг 251409 крон!» - вспоминает Ольга Щуровская. Ее коллеги по правлению, сменившемуся после ухода председателя, добавляют, что Лимонов вводил их в заблуждение, говоря о причинах неподключения воды: утверждая, например, что «насос сломался».
В товариществе отмечают, что председатель сумел держать в тайне до июля 2009 года долг, копившийся еще с 2008 года. Как говорят члены правления, это стало возможно потому, что только председатель имел право распоряжаться средствами товарищества, а о реальном положении вещей он сообщать не хотел. Говорят, он постоянно утверждал, что с деньгами в КТ все в порядке, да и сам факт того, что председатель человек семейный, проживает в том же доме, действовал успокаивающе.
Нецелевые траты, говорят члены правления, начались в прошлом году (вообще, Виктор Лимонов возглавлял КТ Мыйза, 2 почти 4 года), после того, как товарищество взяло кредит – 1 миллион 300 тысяч крон, которых хватило не на многое. И ремонты продолжились на деньги, собираемые жильцами в качестве платы за тепло.
На вопрос, почему он не переводил Narva Soojusvo~rk то, что жильцы отдавали именно за тепло, господин Лимонов сказал «ВП», что деньги поступали в общую копилку и была необходимость других срочных трат.
«Я же не говорю вам, на что именно вы должны тратить свою зарплату?» - привел сравнение бывший председатель, указав на то, что правление доверило ему право подписи и он свои полномочий не превышал.
Вопреки решению общего собрания23 ноября 2008 года общее собрание КТ решило, что ремонт подъездов, замену чердачных люков, установку новых перил и так далее следует провести при наличии достаточных свободных средств. Ровно через месяц Виктор Лимонов подписал договор с IAM EHITUS OU" (единственное ценовое предложение, как говорят в правлении, поступило, что характерно, в день подписания договора), которое занялось ремонтом подъездов, в то время как на КТ уже висел долг перед Narva Soojusvo~rk – 152 тысячи крон.
«То есть к тому времени средства, собранные для Soojusvo~rk, уже направлялись председателем на совсем другие цели, - указывает Ольга Щуровская. - Кстати, в августе этого года мы узнали, что фирма IAM EHITUS должна по налогам более 300 тысяч крон. Договор с ней подписывался даже без утвержденной сметы. И правление при этом было не в курсе, что у нас в доме начинается грандиозный ремонт».
На вопрос, откуда такая роскошь, председатель говорил, что КТ может себе это позволить.
Почему не сообщили?На общем собрании 1 сентября председатель объяснял свое молчание по поводу долгов тем, что «не хотел расстраивать жильцов».
На собрание в КТ Мыйза, 2 в сентябре приходил руководитель клиентского отдела Narva Soo-jusvo~rk Андрей Блинов. Там он показал членам КТ переписку с председателем, которая создавала впечатление того, что жильцы в курсе проблемы. Все-таки в одном из писем (в которых вообще неоднократно звучали обязательства погасить долг в скорейшее время) Виктор Лимонов сообщал, что «общим собранием 19 мая 2009 года решено в летний период собрать целевые взносы для погашения образовавшейся задолженности». На самом деле такого решения по долгу за тепло в мае не принималось, такого пункта просто не было в повестке дня.
По мнению Щуровской, Пеньковой и Мисевичине, в самом Soojusvo~rk могли заподозрить неладное тогда, когда за отопление с Мыйза, 2 платежи перестали поступать вообще, после чего фирма, по их мнению, могла бы связаться с кем-нибудь кроме председателя для передачи объективной информации. Члены правления говорят, что за свободное от счетов за отопление лето можно было бы компенсировать львиную долю долга. Также женщины, конечно, выражают недовольство тем, что очень многим приходится платить за услугу дважды.
На это господин Блинов говорит, что такую форму управления домом, как «квартирное товарищество», предусматривающую коллективную ответственность, придумали не в Narva Soojusvo~rk. Дело товарищества - решать, кому доверить ведение отношений с поставщиками услуг и как контролировать долги товарищества.
По словам Блинова, Soojusvo~rk не сообщает рядовым членам КТ информацию о долгах дома, но подумывает о том, чтобы на своем интернет-сайте информировать общественность о домах-должниках.
По законуНа обвинения в том, что Narva Soojusvo~rk злоупотребляет своим положением монополиста, шантажирует холодом, прекращая поставлять тепло, отвечают тем, что работают в соответствии с Законом о теплофикации. Который оговаривает, что «сетевой предприниматель имеет право прервать теплоснабжение, предупредив об этом не позднее чем за семь дней, если потребитель имеет долг за тепло». При этом Андрей Блинов отмечает, что в зимнее время Soojusvo~rk отключения никогда не практиковал.
Роман Викулов 16.10.2009
www.prospekt.ee