Лебеди успели привыкнуть к нарвитянам и требуют у них еды довольно бесцеремонно. Так жадно и по-свойски, что население переживает по поводу дальнейшей судьбы прекрасных птиц.
+ видео
Нарвитяне помогают птицам основательно подкрепиться перед дальним полетом.
На Нарвском водохранилище в районе садов на Кулгу появилась семья белых лебедей. Родители и семеро птенцов, практически уже догнавших размерами взрослых особей и отличающихся от них в основном цветом оперения. Родители – белые, дети – пока серые.
По вечерам, около 20.00, дети и взрослые приходят на один из мостков и кормят изящных птиц. Долго ждать их не приходится: лебеди либо уже где-то рядом к этому времени, либо приплывают, издалека заметив суету (кормление уток) в привычном месте. Плывут, что характерно, медленно. Не спешат – уверены, что батоны не унесут обратно, а если и унесут, то придут следующие кормильцы. Рассказывают, что кормят лебедей и днем, бывает, и утром.
В эту субботу ваш корреспондент в компании взрослых и детворы прибыл к мосткам как раз около 20.00. У нас с собой было 4 батона – скормили все. Лебеди почти совсем не боятся людей: выхватывают протягиваемые куски из рук, не дают пройти на берег раньше времени, вытягивая шеи и прося еще. В случае чего довольно агрессивно шипят. В основном активна молодежь. Родители, которые опекают птенцов в течение первого года их жизни, ведут себя скромнее.
Кстати, при ближайшем рассмотрении у лебедей можно разглядеть «зубы» (острые наросты на клюве – чтобы дичь не убежала), или даже почувствовать их на себе, если не повезет.
Когда наши батоны стали подходить к концу, на берегу появились другие желающие покормить птичек, также скормившие им булку. Потом прибыла еще одна группа родителей с детьми и батоном.
Взрослых на берегу волновали две вещи. Во-первых, не станут ли лебеди жертвой охотников? Все-таки приучившись не бояться людей, они сами могут устремиться навстречу человеку с ружьем, ожидая получить кусок батона. Во-вторых, не повредит ли птицам такая прожорливость? Ведь им скоро лететь в теплые края, а излишки веса могут затруднить дорогу.
По второму вопросу биологи говорят, что опасения перекормить перелетных лебедей напрасны, так как птицы как раз набирают необходимую массу перед полетом, и чем быстрее они ее наберут, тем быстрее отправятся в дорогу. По поводу первого вопроса следует сказать, что лебеди в Эстонии, как и в большинстве стран мира, официально признаны редкими птицами и охота на них запрещена круглый год.
Так что, в конце концов, все зависит от порядочности, любви к природе и уважения к закону конкретного охотника.
Судя по всему, в Нарве гостят представители так называемых «лебедей-шипунов». Взрослых птиц этого вида отличает белое оперение, очень длинная шея, вытянутое тело и голова средней величины с оранжево-красным клювом, у основания которого есть характерный чёрный нарост. Шипуном этот лебедь назван из-за звука, издаваемого при раздражении. В длину такой лебедь может достигать 180 сантиметров, масса самок – 5,5 - 6 килограммов, самцов - 8-13 килограммов, размах крыльев лебедя-шипуна - около 240 сантиметров. Плавая, шипун часто изгибает шею в форме буквы «S».
Охота на лебедей была полностью запрещена в 1960-х годах. С тех пор наблюдается постоянный рост численности лебедей в результате охраны и подкормки людьми. Шипун легко приживается в неволе и полуневоле, часто содержится на водоёмах городских парков, садов, различных санаториев как декоративная птица.
23 августа. Нарвское водохранилище. Наша справка:
Лебедь-шипун традиционно обитает в северной части Европы и Азии. При помощи человека этот вид лебедей прижился также в Северной Америке, Южной Африке, Австралии и Новой Зеландии.