Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 330

0 пользователей, 330 гостей

Тень и свет моего бизнеса

Сегодня на пятничный кофе в dv.ee мы пригласили исполнительного директора Tehnosvet Balti OU" – филиала питерской фирмы «Техносвет», делающей художественную подсветку, Ильдара Искакова.
Как давно работает в Эстонии представительство «Техносвета» и почему плацдармом для балтийского рынка была выбрана именно Эстония и Нарва?

Самой фирме «Техносвет» более десяти лет. Здесь же мы работаем с 2005 года. Поводом для появления в Нарве этой фирмы стала одна шумная публикация. В 2004 году несколько журналистов из Германии посетили Нарву. Позднее в одной из немецких газет появилась статья с заголовком «Нарва – тёмный город», в которой наш город описывался как тёмные ворота в Евросоюз. Помню, мне тогда было очень неприятно это читать, хотя это была и правда. Но об этой статье я на какое-то время забыл. Вспомнил только зимой 2005 года, когда поехал в гости к одному моему старому питерскому другу, который в ту пору занимал не последнее место в «Техносвете». Он филателист, и я ему иногда привозил эстонские марки. При встрече, когда уже смеркалось, он предложил проехаться по Санкт-Петербургу и показать мне, чем он занимается. Я был шокирован видом Питера, который ночным не видел уже много лет. Тогда я впервые услышал термин «архитектурно-художественное освещение зданий и сооружений». И, возвращаясь домой, когда подъезжал к Эстонии, вспомнил ту статью. Нарва действительно казалась очень тёмным городом. Рекламный проспект «Техносвета», который мне дал друг, я по старому знакомству занёс зампредседателя горсобрания Нарвы Ларисе Олениной. Спустя несколько месяцев со мной связался Михаил Стальнухин и мы с ним и вице-мэром Владимиром Калачёвым отправились в Санкт-Петербург налаживать связи с «Техносветом». Познакомившись с работой фирмы, помню, Стальнухин сказал: «Ничего подобного я не видел».

И как проходит продвижение на нарвском рынке?

Сложно сказать. Из выполненного на сегодняшний день – две церкви и один памятник. Косвенно мы участвовали в нескольких проектах, хотя, вероятно, руководство города не подозревает об этом. Наша фирма является автором одного оригинального решения, над которым попотели многие умные головы. Но это было представлено, как заслуга одного нарвского чиновника. На сегодняшний день мы просто изменили стиль общения с чиновниками. Они всё-таки должны понимать, что в капиталистическом мире всё – идеи, решения, методы реализации и просто знания – стоит денег.

Насколько уникален каждый подобный проект и сложно ли отстоять авторские права?

Дизайнерский проект, который предоставляет «Техносвет», включает в себя не только само видение на компьютере того, как будет выглядеть объект, т.н. фор-эскиз. Также мы даём полный предварительный расчёт мощности, подбираем место и тип оборудования. Всё это очень трудоёмкая работа, которую выполняют много людей – дизайнеры, проектировщики, художники. На этом этапе говорить о цене самих работ на объекте – чего подчас хочет заказчик – ещё рано. Мы предупреждаем заказчика, что этот проект является интеллектуальной собственностью нашей фирмы, и стоит он обычно немало. Если заказчик захочет, чтобы «Техносвет» руководил и самими монтажными работами, цена проекта уменьшается в разы. В этом случае мы сами подбираем нужные светильники среди сотен внешне похожих. Бывает, что заказчик берёт наш проект и подбирает светильники сам. Но тогда ответственности, если результат будет отличным от того, какой был на эскизе, «Техносвет» не несёт. Сегодня на рынке столько ламп от разных производителей, дающих разное рассеивание и цвет, что подобрать нужное для конкретного объекта очень сложно.

Кто вы по образованию?

Экономист. Окончил экономический факультет Чувашского государственного университета.

Науку освещения осваивали по ходу?

Только самые азы. В основном по работе приходится заниматься тем, на что и учился. Веду переговоры, ищу клиентов, осуществляю контроль, занимаюсь поставкой оборудования на объект. Работа над любым объектом начинается в Эстонии, затем продолжается в Санкт-Петербурге и заканчивается снова в Эстонии.

У вас уже есть какой-то «любимый» подрядчик в Эстонии?

Да, есть нарвская фирма, которая сделала с нами наш первый проект – освещение Воскресенского собора в Нарве в 2006 году. После этого мы предпочитаем работать только с ними.

Сколько человек работает сегодня в нарвском офисе?

Пока двое. Офиса нет.

Конкуренция на этом рынке большая?

Смотря какого качества. Просто воткнуть лампочки и заработать на этом деньги – дело нехитрое. Я знаком с одним из директоров таллиннской фирмы, занимающейся подобными работами. Но я бы предпочёл говорить о нём, как о партнёре, а не конкуренте. Чтобы ещё кто-то занимался в Эстонии этим на таком же уровне, как «Техносвет», я не слышал.

Какое оборудование используете? Российское?

Нет, всё оборудование от европейских производителей. В России делается только сам проект, выполняются расчёты. Хотя в планах есть использовать и российское оборудование, сертифицированное для европейского рынка.

Какие проекты готов предложить «Техносвет» в Эстонии?

На данный момент мы готовим их несколько. Один из самых ярких – освещение ансамбля Нарвской и Ивангородской крепостей в рамках проекта по созданию единого туристического продукта, который сейчас совместно ведут с обоих берегов. Проект освещения крепостей очень интересен тем, что Ивангородская крепость, которая сейчас абсолютно не освещена, находится на многометровом обрыве прямо над рекой. В этом месте очень сложно установить обычные осветительные опоры для ламп и также сложно их потом обслуживать. Но решение уже найдено, и скорее всего обслуживать огромный комплекс Ивангородской крепости сможет один человек. Также разрабатываем и уже разработали несколько дизайн-проектов для эстонских местных самоуправлений. Готовим проект освещения телебашни в Таллинне.

Как вы вышли на таллиннскую мэрию?

«Техносвет» был гостем в рамках Дней Санкт-Петербурга в Таллинне в 2006 году. К нам тогда обратилась вице-мэр Таллинна Ольга Сытник с предложением выбрать городской объект, который, по нашему мнению, нуждается в освещении больше всего. Мы пришли к выводу, что самым тёмным местом в городе, которое требует освещения, является район телебашни. Это очень сложный объект высотой более 300 метров. Работать на нём – честь для любой фирмы. Наш питерский дизайнер уже подготовил своё видение башни. Теперь мы ждём, когда сможем принять участие в конкурсе на её освещение. Сегодня могу лишь сказать, что в ясную ночь таллиннскую телебашню можно будет увидеть за 25-30 километров со стороны залива.

Можно ли что-то предложить простому эстонскому городу, в котором нет крепости на обрыве или телебашни, но чтобы не как у всех?

Есть такой вариант: уникальные, разработанные специально для этого города опоры для уличных светильников. Это направление набирает популярность в городах Европы. Им для «Техносвета» занимается дизайнер, проработавший за рубежом много лет. Опоры любой формы и любой высоты. А главное – патент, переданный городским властям, который гарантирует, что подобные же опоры не появятся больше ни в одном другом городе ни России, ни Европы. Что-то вроде этого, например, мы хотим предложить для освещения Петровской площади в Нарве.

Бывает ли такое, что просто не хватает мощности для реализации какого-то грандиозного проекта?

Со слов гендиректора «Техносвета» Алексея Савкова я знаю, что такое было на заре становления фирмы. Например, проект освещения Троицкого моста в Санкт-Петербурге предполагал большее количество ламп. Но оказалось, что даже суммарной мощности с двух берегов для этого не хватает. В Питере вообще беда с мощностями. Сейчас же производители ламп предлагают оборудование, которое дольше служит, ярче светит, требует меньше электроэнергии. Та же Ивангородская крепость при максимальном, праздничном, режиме работы всех ламп будет расходовать всего 15-20 рублей в час (7-9 крон – ред.).

Расскажите немного о недавнем вашем проекте в Эстонии – Александровской церкви в Нарве.

Если коротко: насколько я знаю, ничего подобного в Эстонии ещё не было. Около 200 светильников, которые будут работать в трёх режимах – повседневный, промежуточный и праздничный, причём работники церкви сами смогут выбирать цвета. Верхние, освещающие купол, лампы дают несколько десятков тысяч оттенков – столько не различает даже человеческий глаз. Учитывая сложность по их замене на такой высоте, мы установили такие светильники, которые не будут требовать обслуживания несколько лет. Главное – чтобы был доволен заказчик, пастор церкви, прихожане и жители города. Приятно, что архитекторы проекта восстановления колокольни отказались от своих проектов освещения и дали нашим дизайнерам простор для работы. Благодаря этому удалось избежать использования столь популярных, но чаще всего абсолютно бесполезных встроенных в землю ламп, которые бьют только в небо. Включение назначили на 20 августа – когда ночи темнее.

С Департаментом охраны памятников старины проблем не возникло?

С ним мы и начали согласование дизайнерского проекта. Главное, чтобы сами светильники не нарушали архитектурный ансамбль. Все же провода мы тщательно прячем.

Какой был самый сложный объект «Техносвета»?

(Звонит в Санкт-Петербург) Сказали, что самым сложным было освещение Петропавловской крепости в Питере. В высоту она 127 метров, причём, значительную часть занимает сам шпиль. Его почти вертикальные грани покрыты золотом, которое при неумелой установке светильников будет давать блики, так что крепость будет даже не сфотографировать.

«Техносвет» работает только с крупными объектами?

Нет, осветить можем любой объект, хоть баню. В России профессиональная подсветка частных домов – весьма распространённое явление. В Эстонии это пока не столь популряно. Но всё же работать с архитектурными памятниками намного интереснее и ответственнее.

Кирилл Смирнов

01.08.2008

online.vedomosti.ee

Нарва Прямая ссылка Добавил: Vitaly 02.08.2008 14:31

|


Добавить комментарий