Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 856

0 пользователей, 856 гостей

В слезах и славе кончилась война

Вспоминаю Владо Божича. Он, капитан I ранга в отставке, зачастую приходит на торжественные мероприятия с единственным знаком на лацкане пиджака — знаком «Фронтовик», хотя, как мы знаем, у него, бывшего югославского партизана, морского офицера Балтийского флота СССР, немало государственных наград. Но, как видно, этот знак ему особенно дорог.

Как свидетельство тяжких лет войны, фронтовой жизни, участия в сражавшейся Народно-Освободительной армии Югославии. И Любише Гройичу, тоже бывшему югославскому партизану, хотя он был тогда совсем еще мальчишкой, этот знак тоже дорог. Как дорог он и другим прошедшим войну. Пока они есть, говорит тот же Владо Божич, пока они живы, будет жива и правда о войне. И она всегда будет противостоять мифам, которых особенно много появилось в последнее время. Но вопреки всем новомодным теориям, пристрастным изысканиям, циничным домыслам и шокирующим догадкам надо помнить главное: наши солдаты на войне, от маршала до рядового фронтовика, сражались за самое просто и великое, на чем стоит человек, за родину в самом конкретном и однозначном понимании этого слова, за существование нас как народа на этой земле.

Завтра они все пойдут поклониться Солдату-освободителю, положить к его ногам цветы. Пойдет Арнольд Мери, Герой Советского Союза. Помню, как в прошлом году 9 мая, после трагической для всех нас «акции» с Бронзовым солдатом он шел в своей военной форме среди массы людей на Военном кладбище, и люди расступались перед ним, образуя живой коридор, и старались дотронуться до него, пожать ему руку. А он шел, и слезы текли по его лицу…

Тогда он только что вернулся из-под Пскова, где открывали памятник эстонцам, сражавшимся против фашизма в первые, самые тяжкие июньские дни 41-го года. И хотел всем рассказать об этих бойцах 22-го Эстонского территориального корпуса, принявших на себя тяжесть этих первых боев Великой Отечественной и погибших. Их останки были найдены фактически случайно, но не отброшены, не зарыты обратно в землю, а похоронены торжественно, со всеми подобающими почестями, при большом стечении народа.

А как может не пойти поклониться Солдату Владимир Метелица, председатель Общества участников войны? По судьбам таких людей, как Метелица, можно изучать историю страны.

Ему не было еще и шестнадцати, когда началась война. Он и сейчас во всех подробностях помнит тот воскресный июньский день, когда они с друзьями, отмечая окончание 8-го класса, отправились «на природу». Вот оттуда, прямо от костра, возле которого пели, они и отправились в военкомат, когда кто-то прибежал с криком «война!»

Конечно, добровольцами их не взяли, сказали, что до фронта они еще не доросли. Но послали на рытье окопов, где они и увидели первых немецких солдат. Немецкий десант без всякой жалости расстреливал этих мальчишек и девчонок.

Но на фронт Метелица все же попал. И командовал взводом после окончания пехотного училища, хотя ему самому не было еще и двадцати.

Судьба странным образом хранила его все эти годы. Он остался живым даже после того, как полз через минное поле, пробираясь как офицер связи в окруженный полк. Он не погиб под Синимяэ, где шли жесточайшие бои. Остался в живых и после боев на Сааремаа, куда высаживался с десантом, а кругом падали от пуль и осколков солдаты. Он говорит, что те, кому так хочется ныне пересмотреть итоги Второй мировой войны, не видели штабеля догоравших тел в концлагере Клоога, не видели людей, умиравших в бараках, которых уже невозможно было спасти. А он видел… И на всю жизнь запомнил, что такое война, что такое фашизм. И 9 мая 45-го года навсегда останется для него священным днем, самым дорогим праздником.

И для Александра Тимберга, полковника в отставке, воевавшего в составе Эстонского стрелкового корпуса, он, этот День Победы, дорог. И для полковника Александра Чепелюка, называющего себя «первогвардейцем», потому что его часть одной из первых получила это высокое звание. И для Григория Белозерова, участника Сталинградской битвы… Германский журнал «Шпигель» писал по поводу 60-летия этой беспрецедентной битвы, что никакое другое сражение Второй мировой войны не оставило столь глубоких рубцов в душах немцев. Потому что, по мнению «Шпигеля», именно в Сталинграде немцы впервые почувствовали себя жертвами. И это было страшно…

А для Алексея Трифонова, капитана I ранга в отставке, Григория Гофмеклера, для других моряков-тральщиков война продолжалась еще долгие годы после ее официального окончания. Потому что они освобождали Балтийское море от мин.

Вспоминаю, как Карл Вельц сказал однажды: «Были рядовыми в молодости и опять ими стали…»

Да, рядовые… Люди, вынесшие на своих плечах всю тяжесть, весь ужас войны, хаос послевоенной разрухи… Сам Вельц прошел за свою жизнь даже через две войны, через разные фронты. По счастью, остался жив… Но что было бы со всеми нами, если бы не эти «рядовые».

Сегодня многих из них ждут в российском посольстве. Их будет встречать посол Николай Успенский. Для него этот День Победы тоже свят. Не только потому, что он представитель страны, сражавшейся и победившей фашизм, но и потому, что в войне участвовали его родители — отец и мать. Мама была в те годы краснофлотцем, отец тоже еще не носил адмиральские погоны, и оба награждены боевыми орденами.

И как-то особенно становится ясно, что «подвиг наш нельзя у нас отнять». Его нельзя отнять, если речь идет о прославленных маршалах и о рядовых фронтовиках. Их жизнь, их война тоже выросли до размеров хоть и рядового, но все же подвига…

И все вспоминается и вспоминается пожилая женщина, которая в прошлом году 9 мая, с трудом передвигая больные ноги, все же шла этим неблизким путем до Военного кладбища. Но когда кто-то, проходивший или проезжавший мимо, спросил: «Зачем же вы идете, вам же трудно?», ответила: «Ничего, до Берлина дошли и до Солдата дойдем…» Об этом в прошлом году рассказывала наша газета.

Нелли КУЗНЕЦОВА

www.moles.ee

Эстония Прямая ссылка Добавил: Vitaly 09.05.2008 04:30

|


Добавить комментарий