Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 1246

0 пользователей, 1246 гостей

Эти замечательные женщины…

Уже не первый год в нарядном зале Института экономики и управления, что в Москве на улице Эрика, 7а, собираются женщины-фронтовички, женщины-ветераны Великой Отечественной войны, чтобы отметить этот праздник, самый, быть может, святой день нашей истории. Соберутся они и сегодня.



Анна Ивановна Виноградова.
И в зале будут снова стоять столы со скромным, но приятным угощением, а в коридоре, волнуясь, как всегда, будет ходить Людмила Барабанер, проректор института и президент центра «Интегратио», созданного при институте и давно уже известного не только в части города Пыхья, но и во всем Таллинне своими встречами с деятелями культуры, политиками и такими вот вечерами, как этот сбор фронтовичек. Людмила сама всегда встречает этих женщин, находит какие-то негромкие, но нужные слова для каждой. И тихонько переговариваясь, радуясь, что видят друг друга и что они снова в этом зале, как в прошлом, позапрошлом и позапозапрошлом году, они будут рассаживаться за столами.

А высоко на стене снова будет висеть большой лист бумаги, стенд, не знаю, как лучше его назвать, где обозначены места, фронты, где воевали эти женщины, вот эти самые, что сидят теперь за столами, немного смущенные, как всегда, этой суетой, этой праздничной суматохой вокруг них, вниманием к ним. И снова бросится в глаза, что вместе эти женщины прошли путь от Москвы и Ленинграда до Берлина и Японии. На этой импровизированной карте значатся и Сталинград, и Кенигсберг, и Рига, и Таллинн, и Будапешт, и Прага. И даже Североморск, который в те годы назывался еще Ваенгой. И даже Сахалин… Как это поется в знаменитой и многими любимой песне? «Сколько верст мы прошагали…» В самом деле, сколько?

Эти женщины были разведчицами, операционными медсестрами, полевыми санитарками, выносившими на себе раненых из-под огня. Тяжелая, опасная, смертельно опасная работа…

Вспоминаю, как Анна Ивановна Виноградова, которая во время войны была медсестрой, попадала в окружения и выходила из них вместе с бойцами и командирами, вынося вместе с ними все тяготы фронтовой жизни, так вот эта скромная женщина рассказывала, что был все-таки день, когда она выплакалась за всю войну. Ночью с 10 на 11 мая вдруг поступил приказ: срочно вывозить раненых, их 150-я дивизия уходила из Берлина. И Анна Ивановна, тогда еще, конечно, Аня, Анечка, всю ночь вместе с санитарами укладывала раненых в кузова машин, крытых брезентом, делала им обезболивающие уколы, давала лекарства. И потом ехала на подножке машины много километров, слушая стоны, вскрики раненых, их ругань сквозь стиснутые зубы. И мучилась их болью, их страданием…

Вот тогда, сдав всех раненых в госпиталь, она в предутреннем тумане села прямо на ступеньки крыльца и заплакала. Она плакала горько, навзрыд, захлебываясь и не вытирая слез. Плакала впервые за всю войну. И шоферы вокруг удивлялись: что ж плакать-то теперь, ведь победа… И никто из них, быть может, и не понял до конца, что пришлось пережить за эти военные годы ей, женщине, когда вместе с врачами они резали и без того уже искромсанные тела, вынимали пули и осколки, чистили загноившиеся раны. Она работала в шоковой палате, и сколько раз за это время она и сама переживала шок. Но никто не должен был этого заметить. Никто и не замечал… Знали только ее мягкую улыбку, ее удивительные, легкие руки, редкую ее самоотверженность и безотказность. Недаром многие ее бывшие пациенты, раненые, побывавшие в ее руках, продолжали писать ей письма еще долгие годы после войны.

Может быть, Анна Ивановна расскажет обо всем этом и сегодня. Тем более, что Людмила Барабанер и Лидия Кузнецова, сотрудница института, готовившие этот вечер, придумали показать «фронтовые биографии», как они говорят, нескольких женщин в фотоснимках. Старые снимки, фото военных лет, увеличенные на большом экране… Вряд ли на это можно смотреть без волнения, без подступающих к глазам слез…

Быть может, Анна Ивановна сама прокомментирует эти свои старые снимки. Или, может быть, это нелегко — смотреть из сегодняшнего дня на себя, молодую, на себя из тех военных лет? Но, наверное, все-таки нет…

Сегодня покажут и «военную биографию» Марии Константиновны Ренейской, старшей медсестры передвижного госпиталя №1988. И фронтовую юность ефрейтора Лидии Михайловны Сударкиной тоже покажут. Она служила в 20-й полевой сортировочной почте. Треугольнички солдатских писем, скупые строки сообщений о смерти, письма из тыла на фронт, все это — человеческое счастье — несчастье, тоска, любовь, страх за родных, ожидания, волнения — все это проходило через ее руки.

По-моему, замечательно, что сотрудники института придумали такое наполнение вечера. Это ведь важно для всех, это общая их юность, общая их участь, их война и Победа. А в общем-то горько, что История столь жестоко прошлась по их судьбам своим колесом. И в дни их молодости, и потом, когда они постарели… Ведь большинству из них живется нелегко. А главное, так бывает горько и обидно, как было весь этот год, начиная с прошлого апреля…

Кстати, в прошлом году Вилья Сависаар и руководители части города Пыхья не побоялись прийти накануне 9 мая к этим женщинам, встать перед ними, посмотреть в глаза. И даже попросить прощения. Хотя кто-то из них потом сказал, что это было очень нелегко. Что ж, те, которые в прошлом году задумали и провели акцию с Бронзовым солдатом, к фронтовикам не пришли. Очевидно, не придут и в этом году…

Но очень хочется, чтобы на сердце у этих женщин стало легче. И пусть им будет тепло в этот вечер… Среди людей, понимающих и уважающих их…

Нелли КУЗНЕЦОВА

www.moles.ee

Разное Прямая ссылка Добавил: Vitaly 09.05.2008 04:31

|


Добавить комментарий