Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 1296

0 пользователей, 1296 гостей

У нас под ногами триллионы крон

Рост экономики Эстонии замедлился почти до нуля, тем не менее, практически все официальные прогнозы предполагают возобновление роста, если не в этом, то в следующем году.
Однако нигде не говорится об источниках этого роста. Теория заговоров подсказывает, что здесь что-то нечисто, и уж не фосфориты ли держат в уме правители?



Выдумывание теорий заговора это, конечно, неблагодарное занятие. Но когда ситуация складывается таким образом, что нет логичных объяснений тем или иным событиям, высказываниям, действиям или бездействиям, невольно начинаешь их додумывать.
Прогнозы ни на чём

Сегодня практически все эксперты говорят о том, что данные о замедлении темпов экономического роста в I квартале до 0,4% оказались неожиданными. В итоге все начали корректировать сделанные ранее прогнозы, но при этом все эксперты сохраняют оптимистичный взгляд на экономику.

Но никто при этом не называет ту отрасль, или отрасли, которые окажутся ведущими в следующем витке роста нашей экономики. Т.е. перспектив особо не проглядывается, но откуда же тогда бодрые прогнозы? Либо речь идёт о хорошей мине при плохой игре, либо есть какой-то козырь, который пока припрятан. Если верно второе предположение, то тут и вспоминаются запасы фосфоритов.
Сегодня в мировой экономике налицо тенденция к удорожанию продуктов, что связано с ростом населения планеты и истощением почв. В этих условиях минеральные удобрения становятся самым что ни на есть стратегическим товаром.
Между тем мы буквально сидим на огромных деньгах, что называется, копни только лопатой. Эстония располагает большими запасами фосфоритов. В справочниках нетрудно найти информацию - ресурсы месторождения Раквере оцениваются в 600 млн. тонн оксида фосфора Р2O5, или в 6 млрд. т. руды.

В прошлом году цены на фосфорные удобрения выросли примерно на 160% и достигли 850 долл. за тонну. Получается, что у нас под ногами лежит порядка 500 млрд. долларов, или 5 трлн. крон (почти 4 млн. крон на каждого жителя Эстонии). Почему-то не верится, что о таких ресурсах могли забыть.

Аккуратные намёки

Другое дело, что этот вопрос сегодня страшно поднять. Все помнят, что именно с протеста против варварской добычи фосфоритов началось массовое движение за неза­висимость.

А если не варварское, а с соблюдением всех экологических норм? К тому же не для победы коммунизма во всём мире, а исключительно во благо родного народа.
Во всяком случае, вероятность того, что скоро могут появиться такого рода разговоры, вполне реальна. На это косвенно указывает и тот факт, что сейчас начинают обсуждать поправки к Закону о недрах. А также то, что так долго подготавливаемую Государственную программу использования сланца в министерстве сильно урезали в части ограничений на добычу.

Сама по себе программа - не закон, но при подготовке различных законодательных и нормативных актов ссылка на программу будет обязательной, а при таком широком поле деятельности можно снимать ограничения на добычу любых других полезных ископаемых, которыми богата земля эстонская, в том числе и фосфоритами.

Известно, что бум последних лет главным образом опирался на быстрый рост внутреннего потребления, финансировался этот рост в основном скандинавскими банками, практически полностью контролирующими весь финансовый сектор Эстонии. Вряд ли стоит ожидать оживления внутреннего спроса в ближайшее время, да и все признают, что такой сценарий, скорее, вредный - это путь в никуда.

С альтернативой не густо

Внутренний спрос должен обеспечиваться собственным производством и экспортом.
По данным Департамента статистики, объём промышленного производства у нас в начале года снижался. О многочисленных проблемах, с которыми в последнее время сталкивается промышленный сектор, писали очень много.

Что касается сферы услуг, то, например, дела в таком ориентированном на экпорт секторе, как туризм, хоть и идут, но без больших прорывов.

В то же время мы все знаем, что происходит с транзитом, а это - услуги транспорта, логистики и многое другое, причём всё это ориентированные на экспорт услуги.
Наверняка есть неплохие перспективы у сельского хозяйства. Мировые цены на продовольствие растут, а это означает повышение рентабельности в секторе. Но сельское хозяйство - это сегодня меньше 2% от ВВП, и даже мощный прорыв в этом секторе большой погоды не сделает.

Дмитрий Фокин, "Деловые ведомости"

online.vedomosti.ee

Эстония Прямая ссылка Добавил: Vitaly 22.05.2008 11:16

|


Добавить комментарий