В Нарвском детдоме не голодают
По квартирам нарвитян продолжают ходить дети, которые просят даже не денег, а «покушать» и говорят при этом, что они «из детдома». Работникам детдома это надоело.
Кристина и Ксюша на своей семейной кухне в детдоме
Светлана Ерошкина, исполняющая обязанности руководителя детского дома, пока директор Маре Вялья находится в декретном отпуске, попросила «Виру Проспект» прислать в детдом корреспондента, чтобы он мог убедиться в том, что его воспитанники не голодают и вообще ни в чем не нуждаются.
«На прошлой неделе к одной нарвитянке домой пришел мальчик, представившийся «Жердевым Павлом», а может быть, «Жирдяевым», показал даже школьное удостоверение, рассказал, что он из детского дома, что его там бьют, обижают, не кормят, ну и так далее, - сообщает Светлана Ерошкина. – На другой день эта женщина позвонила в детский дом и возмущенная укоряла нас: «как вы так можете», «мое сердце кровью обливается». Я объяснила ей, что все совсем не так, как говорит тот «Павел», который в детдоме не живет, рассказала о реальном положении детей и пригласила в гости, но женщина не пришла. Этот случай, подчеркиваю, не единичный. Уже много лет по Нарве ходят дети, якобы, детдомовские, выпрашивают еду. Бывали случаи, когда даже к работникам детдома они приходили, а те выслушивали их жалобы на себя, видя их первый раз в жизни».
Нарвский детский дом со стороны выглядит неважно, и его лестницы тоже очень давно не знали ремонта, но в остальном дом, как его называют обитатели, очень даже хорош. В первую очередь, хорош даже не тем, что жилые помещения, кухни, игровые комнаты, учебные классы отремонтированы, снабжены техникой (посудомоечными машинами, компьютерами, DVD, телевизорами) и мебелью (современными кухнями, например).
А тем, что дом – очень просторный, у каждого из 43 воспитанников есть своя комната (не «комнатушка»), а с учетом прочих площадей (в доме есть также спортзал, бывшая столовая, которую сейчас используют как зал для торжеств, баня, которую топят по выходным) можно уверенно сказать, что в Нарве найдется совсем немного детей, имеющих столь хорошие жилищные условия. Вообще из 43 ребят непосредственно в «доме» живет 37 человек, а, например, одна девушка учится институте в Таллинне, другая, достигшая 18 лет, по соглашению соцдепартамента живет со своим молодым человеком, один мальчик, «хороший», но имеющий склонность с токсикомании, сейчас в Тапа. На 37 воспитанников приходится 33 работника детдома.
Дети в Нарвском детдоме живут «семьями»: группами по 7-8 человек, на каждую из которых приходится своя кухня, куда им доставляют еду три раза в сутки, и в холодильнике всегда что-то есть - чай можно попить в любое время. Детей кормят из расчета 30 крон в сутки на человека, что с учетом «общего котла» не так уж и мало, а большинство днем питается также и в школе.
«Чего нам не хватает в плане еды? Разве что молока, которое в свое время детдому поставляла одна фирма, но потом прекратила, но дети были бы, конечно, рады ему. Ну и фруктов, конечно, тоже много не бывает, и мы были бы рады их принимать», - отмечает Светлана Ерошкина.
У многих ребят накапливается пенсия по потере кормильца, которую они получают покидая детдом. У некоторых на счету уже лежит 100 тысяч крон, например. Дети получают также карманные деньги из бюджета детдома (если нормально учатся и хорошо себя ведут). 15 марта 9 детей из Нарвского детдома ездили в Москву на фестиваль, и каждому из них на карманные расходы с собой дали по 250 крон.
«Сейчас одна из наших девочек, Аля, готовится к выпускному в 12-м классе, и в школе собирают более чем по 1000 крон – они покупают цветы, подарки, еще что-то. Мы все это оплачиваем. А часть денег, 560 крон, мы даем ей наличными на выпускной вечер», - рассказывает Светлана Ерошкина.
Детям покупают одежду (где-то на 2000 крон в год), при этом дети выбирают вещи в магазинах вместе с воспитателями, а одеваться в сэконд-хэндах не очень-то любят. Самая любимая одежда – джинсы (где-то одна-две пары в год на каждого) и кроссовки (две-три пары на человека).
Времена, когда на улице можно было узнать детдомовца по потрепанной одежонке, давно прошли, также и детдомовцев уже реже воспринимают как потенциальных хулиганов. Тем более, что они ими являются, как заверяет госпожа Ермошкина, не чаще, чем другие дети. А в стенах дома вообще не бывает драк, и в целом ребят отличает скорее миролюбие и покладистость. Которые часто служат им плохую службу.
Светлана Ерошкина сетует на то, что ребята, выходя из детдома, часто попадают под влияние людей, заинтересованных в том, чтобы выжать из них все до остатка (накопленную пенсию, комнату, которую получают выпускники). И, зачастую, не могут противодействовать таким «друзьям». Другая большая проблема – ребята, начиная самостоятельную жизнь, плохо трудоустраиваются. Но, как считает госпожа Ерошкина, дело тут не только в некоторой пассивности детдомовцев, но и в отсутствии специальных программ их трудоустройства, которые могли бы хотя бы отчасти помочь решить проблему. «Хотя есть у нас дети, которые категорически не хотят учиться и работать. Один говорит: я не буду работать, но буду жить лучше вас».
Сопровождавшая ребят во время поездки в Москву (10-15 марта) заместитель директора детдома по воспитательной работе Ольга Корлукова говорит, что каких-то дисциплинарных проблем в дороге не возникало, и, более того, даже проводники в поезде говорили: «Какие же у вас замечательные дети».
Традиционно на Новый год и Рождество ребятам дарят много подарков, а на день рождения детдома дарят даже мебель и... ремонтные работы.
Но вообще в детдоме ни от каких подарков не отказываются, но говорят, что бывает, когда люди, вероятно, полагая, что там все совсем плохо, дарят, например, старые занавески, в то время как окна в комнатах ребят давно украшены новыми и красивыми. В доме больше 20 компьютеров, их хотят обновить. «Когда сейчас нас спрашивают, что вам подарить, мы просим дарить компьютеры», - говорит госпожа Ерошкина.
И указывает еще раз на то, что положение детей в детском доме таково, что не редки обращения ребят из неблагополучных семей (которые посещают своих друзей в детдоме - визиты не возбраняются) с просьбами взять их к себе, как раз из-за реального голода в семьях, побоев или унижений. Но, конечно, администрация детдома не в праве решать такие вопросы, и вообще число жителей детдома постепенно, но неумолимо в силу разных причин (но вовсе не потому, что фактически беспризорных детей становится меньше) сокращается.
Настоящие воспитанники детдома на голод не жалуются
Алевтина (19 лет; заканчивает школу): «Еды хватает, но бывает, конечно, когда чего-то не хочется, бывает, от чего-то отказываешься. Но не голодаем, конечно (смеется)».
Андрей (18 лет; учится на повара): «Мне очень нравится, как нас здесь кормят. Мы вот сейчас в Москву ездили, и в сравнении с тем, что нам там предлагали, у нас тут просто ресторанное питание, много витаминов. Все здорово! Когда у нас дворник уходила в отпуск, я работал за нее и заработал сам. Вообще, думаю, что проблем с поиском работы у меня не возникнет – сейчас работники везде нужны».
Ксюша (12 лет): «Я получаю карманные деньги. Мне их хватает. На еду не трачу».
Юра (17 лет; учится на строителя): «Когда в Нарву приезжал цирк, мы помогали разобрать его и собрать. По 250 крон заработали».
Роман Викулов
www.prospekt.ee
Нарва
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
20.03.2008 10:48