Наивным телезрителям: «Золотой ливень» прольется не на вас
(4) 4560 0
Департамент защиты потребителя просит всех, кто считает что телеигра занимается обманом потребителей, написать заявления с предложением проверить действия фирмы-организатора игры на предмет честности торговых приемов.
Кто дурак?
Для тех, кто еще не в курсе, что представляет собой телевикторина «Золотой ливень», идущая по Первому Балтийскому каналу: передачу ведет соблазнительной внешности девушка либо жгучий мужчина с таинственным взглядом. Они задают вопросы, за правильный ответ сулят от 100 до 350 евро.
Уровень вопросов таков, что рядом с ними ребусы из «Поля чудес» кажутся неразрешимыми головоломками. Трудно ли распознать популярного артиста, сыгравшего главную роль в фильме «Титаник», если он изображен на картинке, примерно на 5 процентов, прикрытой кубиками? «Да проще простого!» – радостно восклицают телезрители, хватаясь за телефон. Тем более что ведущий плачет, что звонков совсем нет, а редкие дозвонившиеся в упор глядя на Леонардо ди Каприо выдают: Брэд Питт.
Оказавшийся у экрана полуночник просто не может не воспользоваться столь удачным моментом. С мыслью «Господи, какие они все там дураки!» и распирающим чувством гордости за собственную эрудицию, он начинает набирать заветный номер. И только не дозвонившись несколько раз, понимает, что дурак-то – он сам.
В Европе их проверяют
Азартные игры на телевидении приносят организаторам миллионы долларов. По данным TNS Gallup Media, костяком аудитории телевикторин, приносящим основной улов, являются подростки. На втором месте – малообеспеченные пожилые люди. Не очень красиво, наверное, пользоваться их неблагополучным материальным положением, наивностью и близорукостью. Однако экспансия азартных игр на экраны телевизоров все расширяется.
Названия игр на различных каналах и в разных странах разные. В России эти «интеллектуальные» игры носят названия «Лови удачу» и «Культ наличности», в Великобритании Cash call, но суть их одна – разводить наивняк на деньги. Попытки легко срубить 200-300 евро оборачиваются для наивных телезрителей счетами в 5-7 тысяч, поскольку даже минутное прослушивание автоответчика обходится позвонившему в 15 крон.
По другую сторону телефонного провода находятся фирма-организатор игры, телеканал и оператор связи, связанные бизнес-договором и делящие между собой прибыль. Обычно сами организаторы говорят, что работают чуть ли не в убыток. От 40 до 45 процентов прибыли забирают операторы связи, остальное идет на выплату призов. Однако, по данным европейских защитников потребителей, организаторы игр имеют 80 процентов прибыли. Началось все три года назад, когда Федеральное бюро телекоммуникаций Швейцарии выяснило, что телеканалы Sat.1, Star TV и Viva Schweiz нарушали законодательство об азартных играх, пуская в эфир сомнительные передачи. Вещатели сняли их с эфира, но аналогичные процессы были запущены и в других странах Европы, в частности в Германии, где доходы телевизионщиков от интерактивных телешоу в 2005 году составили 450 млн. евро.
В Великобритании проверки телевикторин начались после документального фильма Би-би-си о том, как манипулируют зрителями на одной из популярных телевикторин. Оказалось, что потенциальных победителей отбирали тогда, когда телефонные звонки еще поступали, то есть телевизионщики заведомо лишали тысячи граждан шансов на выигрыш. Теперь провинившейся компании – создателю телевикторины – приходится возвращать потерпевшим деньги.
Почему их просто не закроют?
«Копать» под телевикторины нелегко. С юридической точки зрения они абсолютно чисты, ведь формально участники игры предупреждены о правилах и последствиях. Пусть даже мелкими буквами в быстро бегущей строке. Каждый сегодня имеет право играть на деньги и их проигрывать. Однако организация азартных игр обычно регулируется законами. Беда в том, что телевикторины под эти законы, как правило, не подпадают.
С этим фактом столкнулась, например, российская Федеральная антимонопольная служба, которая возглавила поход против «наперсточников» на телеэкранах России. Несмотря на то, что азартная составляющая этих игр признается многими независимыми экспертами, юридически квалифицировать их как азартные игры, транслирующиеся на телеэкране, суды пока не могут.
Телеканалы и создатели викторин отрицают азартную основу своих передач, называя их конкурсами. Ведь азартной игра считается, если выигрыш зависит исключительно от случая, иными словами, когда играющий никак не может влиять на победу. А в «Золотом ливне» нужно все же правильно ответить на вопрос. С другой стороны, «Кто хочет стать миллионером?» или «Поле чудес» не ввергают участников игры в многотысячные долги.
Глава российской антимонопольной службы в интервью газете «Известия» предлагает написать специальный закон, который будет регулировать проведение телевикторин, где играют на деньги. Закон должен предусматривать и регулярные проверки игры: не исключено, что организаторы используют подставных лиц для «липовых» звонков, а также то, что аппаратура настроена на блокировку большей части звонков.
По словам Натальи Онтин-Голуб из Департамента защиты потребителя, бороться с телеигрой у нас в стране возможно, применяя поправки к Закону о защите прав потребителя, вступившие в силу с 12 декабря 2007 года. Поправки, которые указывают, какие действия продавца считаются нечестными методами торговли или агрессивными приемами, были внесены в соответствии с соответствующей директивой ЕС.
Так, к примеру, в распоряжение сотрудников департамента поступила информация, что «Золотой дождь» транслируется в записи (постоянно или время от времени – неизвестно), то есть ни о каком интерактиве, подразумевающем возможность выигрыша, не может быть и речи. Однако официального заявления от телезрительницы, поделившейся этой информацией, не поступило. А без заявлений потребителей организовать проверку телеигры департамент не может.
Нина Рачинская
niinar@dzd.ee
www.dzd.ee
Эстония
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
19.02.2008 08:47