С Олегом мы познакомились через два часа после того, как он стал в конец очереди. Общительный и, что называется, «свежий» (насколько это возможно после дороги из Финляндии), Олег признался, что они с напарником, водителем точно такого же фирменного грузовика MAN, не ожидали обнаружить здесь такую длинную очередь. «Знали бы, что здесь такое творится, поехали бы напрямую – через финско-российскую границу, - сетует он. – Только вчера нам говорили, что очередь здесь всего три километра, но, похоже, за ночь она выросла еще на два».
На финско-российской границе, по рассказам Олега, дела с очередью грузовиков обстоят даже хуже: там она составляет около 16 километров, но зато идет в несколько раз быстрее. «Там и россияне работают быстрее», - добавляет Олег, намекая на последствия для Эстонии событий «бронзовой ночи». «В Ивангороде все перепроверяют по нескольку раз, заставляют оформлять дополнительные бумаги, да и людей в смене работает намного меньше – отсюда и пробка», - рассказывает Олег.
На сегодняшний день длина очереди по сравнению с июлем заметно поубавилась – завершается традиционный летний пик активности грузоперевозок. Однако спад этот все же относительный – около пяти километров Таллиннского шоссе все еще занято припаркованными грузовиками. Ответственность за организацию грузопотока через Нарву до сих пор никто на себя не взял.
Исполняющая обязанности уездного старейшины Ида-Вирумаа Моника Хелмеранд сообщила «ДД», что безопасность движения на этом участке дороги, а также организация грузопотока не в компетенции уездной администрации. «Это дело Департамента шоссейных дорог и Министерства внутренних дел. Мы сами тут ничего не можем сделать», - заключила и.о. старейшины. Слова министра экономики Юхана Партса в интервью Эстонскому телевидению о том, что строительство дополнительной стоянки на границе с Россией является нецелесообразным, так как грузопоток можно направить по железной дороге, также не вселяет надежд на скорое решение проблемы.
Занимайте места!Все же ставшая хорошо знакомой за несколько лет картина очереди под Нарвой пополнилась новыми штрихами – легковые машины занимают места в очереди для грузовиков. Явление, которое сами стоящие объясняют едва ли не чистым альтруизмом, по неофициальной информации является хорошо налаженным бизнесом.
В условиях, когда из-за простаивания фур на границе выигрывает та фирма, которая пообещает быстрее доставить груз из Эстонии в Россию, идея «забивать» место, когда машина еще не вышла из пункта А, кажется очевидной, хоть и неприглядной с точки зрения водительской этики. Однако доказать это не представляется возможным. Водители легковых машин не скрывают, что держат место, но не за деньги, а будто бы для своих знакомых, которые отъехали на обед или в мастерскую.
«Я такого больше нигде не видел, - говорит Олег, имеющий за плечами десятилетний стаж прохождения почти всех границ Европы. – Ни в Европе, ни в России такого нет! Это чисто нарвское явление. Причем занимаются этим эстонские фирмы, у неместных просто нет возможностей договариваться. Нам, водителям из других стран, это очень обидно – стоишь целыми неделями, а тут приезжает кто-то и встает перед тобой».
Директор нарвской транспортной фирмы Narva Auto AS Николай Бурдаков сказал «ДД», что никогда в своей фирме не практиковал опыт держания очереди. «У нас в фирме сорок грузовиков. И что, мы каждому будем держать место в очереди? Да, я тоже вижу стоящие легковые машины в очереди, но это не наши», - заверил Бурдаков. Но он тоже не исключает, что подобный бизнес существует.
Отдохнуть не получаетсяБыт стоящих в очереди дальнобойщиков разнообразием не отличается: чтение, прием пищи, задушевные разговоры на обочине шоссе в компании таких же водителей. График движения не нормирован: от километра за несколько часов до ста метров в день. Выспаться в таком режиме не получается.
«Я тут недавно прикинул, что большую часть времени в поездке я провожу, стоя в очереди, - рассказывает Олег. – Причем это проблема не только нарвской границы – очереди есть везде, но только здесь все так неорганизованно. Летом проще – можно прогуляться, поесть на улице. У меня, например, есть любимое кафе в Нарве, иногда хожу туда. Зимой же и выходить из кабины опасно, так как темнеет рано, а ограничение скорости, как за городом. Когда холодно, готовим на газовых конфорках прямо в кабинах (из-за этого до середины весны нынешнего года на обочине у самого въезда в Нарву туристам являлась груда обгоревших унитазов – груза уничтоженной огнем фуры. – Прим. К.С.).
В нашей фирме, например, за день простаивания водителям платят суточные – 20 долларов, но это принято далеко не у всех. Машин в нашей фирме много, часто мотаемся и в Эстонию. После таких вот задержек, какая случилась тут, наш шеф говорит, что у него опускаются руки. И я его понимаю. Я тоже думаю, не найти ли другую работу…»
Припоминая недавний случай, когда пьяный водитель грузовика разнес станцию обслуживания AGA в Нарве, Олег говорит, что пьют в очереди систематически: «Говорят, что нервы лечат, но я считаю: было бы желание, а повод найдется. Регулярные рейды вашей полиции уже не останавливают».
Выезжая из Эстонии, Олег выглядел уже куда более уставшим. «Стояние в очереди с редкими перемещениями не более чем на сто метров утомляет намного больше, чем езда по трассе», - говорит он.
Таких, как он, уставших от безделья водителей многотонных грузовиков каждые сутки граница выплевывает больше сотни.
Олег: «Я такого нигде не видел – ни в Европе, ни в России!»Фуры полностью занимают правую обочину и часть проезжей частиОригинальное техническое решение: ящик для инструментов, который двумя движениями превращается в стол для пикника. Олег: «Отдохнуть в очереди толком не получается».Ночью очередь выглядит даже красиво
Кирилл Смирновkirill@dzd.ee
НАРВАwww.dzd.ee
Фото: Кирилл Смирнов