Июлю в этом году не хочется делать комплиментов. Сразу три смерти замечательных артистов принес он российской культуре, да, можно сказать, и нации в целом. Вслед за Дмитрием Александровичем Приговым, Михаилом Ивановичем Кононовым в воскресенье от нас ушел замечательный режиссер, основатель и художественный руководитель Большой анимационной студии "Пилот", президент Открытого Российского фестиваля анимационного кино в Суздале, руководитель секции анимации при Союзе кинематографистов, заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России, лауреат премии "Ника" Александр Михайлович Татарский.
Перечисление регалий не отражает и сотой доли того вклада, который внес Татарский в отечественную анимацию. Известие о его внезапном уходе из жизни в 56 лет повергает в шок всех, кто знал и любил этого человека, почитателей его таланта, соратников и друзей. На его мультфильмах выросли поколения не только современных аниматоров, но и всех нас, простых зрителей. Практически все знают "Пластилиновую ворону" и "Следствие ведут Колобки"; более того, Татарскому, одному из немногих режиссеров, удалось войти в русский новогодний кодекс – ни одна праздничная телепрограмма на любом канале в зимние праздники не обходится без его фильма "Падал прошлогодний снег", как не обходится без обязательной "Иронии судьбы". Но, в отличие от режиссеров игрового кино, великих аниматоров, даже всемирно известных, каким был Татарский, в лицо знают единицы.
Александр Татарский родился 11 декабря 1950 г. в Киеве, учился в Киевском институте театра и кино, одновременно специализируясь в школе анимации. В 1988 г. вместе с другом и соратником, замечательным художником-аниматором Игорем Ковалевым и искусствоведом Анатолием Прохоровым Александр Михайлович основал студию "Пилот", на которой вплоть до сегодняшнего дня создаются шедевры отечественной анимации. Татарский руководил "Пилотом", взяв на себя все тяготы выживания в рыночных условиях после развала Союза и после эмиграции в Америку соавтора лучших работ Игоря Ковалева и ухода в различные, в том числе коммерческие, структуры многих своих бывших коллег. Студия "Пилот" возродилась под руководством Татарского, собрала лучшие силы московских аниматоров, активно привлекала к работе в качестве консультантов и соавторов проектов таких мэтров, как Федор Хитрук, Эдуард Назаров и многие другие замечательные деятели культуры. В конце концов "Пилот" стал самым узнаваемым русским брендом в российской анимации, практически заменив собой "Союзмультфильм" – если не по масштабам деятельности, то уж точно по качеству выпускаемых фильмов.
Его последним грандиозным проектом должна была стать 52-серийная "Гора самоцветов", которая, стартовав три года тому назад великолепными, ставшими уже культовыми фильмами, к сегодняшнему дню начала испытывать огромные финансовые трудности. Это, несомненно, повлияло на самочувствие автора этого уникального проекта, больное сердце которого не выдержало нескончаемых боев с нуворишами за русское искусство. Ничем иным, кроме равнодушия чиновников и всех тех, в чьих руках в последние годы оказались финансовые потоки, нельзя объяснить сначала резкое торможение "Горы самоцветов", а в последние месяцы – практически сокращение до минимума в два - три 13-минутных фильма в год (!) проекта, давшего надежду на возрождение славы отечественной мультипликации на мировом уровне.
Мне приходилось неоднократно слушать выступления Татарского перед заинтересованными лицами, от журналистов до чиновников и продюсеров, да и лично беседовать с мастером, и все они заканчивались весьма пессимистичным прогнозом, в основном постулирующим тезис, что в такой великой стране, как Россия, так никогда и не была создана анимация как индустрия, в отличие от Америки или, скажем, Японии, хотя все предпосылки по части талантов у нас имелись. Татарский как одинокий рыцарь всю свою, теперь уже с горечью можно сказать, недолгую жизнь сражался с косностью и непониманием значимости одного из самых изящных искусств нового времени для культуры в целом. Поскольку сам он внес неоценимый вклад в русскую мультипликацию, встав в один ряд с великими авторами, трудно переоценить его усилия не только как режиссера, но и как культуртрегра. Александр Михайлович в постсоветские годы не ушел в затвор, не уехал за границу, а занимал самую активную позицию, постоянно лоббируя интересы отрасли во всех доступных властных коридорах.
Можно долго перечислять его заслуги, но сегодня, когда боль утраты еще только осознается, стоит вспомнить, что кроме всего перечисленного, от нас ушел один из самых талантливых, умных, остроумных и обаятельных людей, которых выпало встретить в жизни всем, кому посчастливилось знать и любить этого замечательного человека. Трудно даже оценить, насколько тяжелую утрату понесла российская культура с безвременной потерей Александра Татарского.
www.utro.ru