Пользователь
Забыли пароль? Регистрация
Горячие новости
Сейчас на сайте

Пользователей на сайте: 1581

0 пользователей, 1581 гость

Дело № … / Раскольников из совхоза «НАРВА»

Долго сидел у ручья, обдумывая случившееся, и спокойно отправился спать
Поселок Ольгина для многих жителей Ида-Вирумаа навсегда остался «совхозом Нарва». Совхоз давно перестал существовать, оставшись в памяти людей пережитком социалистического прошлого, но, несмотря на это, люди в поселке продолжают жить и по сей день.

Криминальная обстановка в совхозе относительно благополучная, наиболее распространенными преступлениями являются кражи с садовых участков, изредка воришки пытаются украсть то, что осталось от имущества бывшего совхоза, иногда тишину улиц нарушают пьяные ссоры. Возможно, именно поэтому происшествие, случившееся в поселке в ноябре 2003 года, стало самым серьезным преступлением за пару последних десятилетий.

Пенсионеры Алексей и Екатерина Фомичевы проживали в обычном частном доме на улице Тийги. Она – бывшая учительница, женщина интеллигентная, очень трудолюбивая и приветливая, имела корову и пополняла скромный семейный бюджет, приторговывая молочными продуктами. Он – бывший рабочий, автолюбитель, с удовольствием занимался домашним хозяйством, изредка и в меру употреблял алкоголь.

Нередко люди обращались к ним за помощью, занимали деньги. Среди односельчан бытовало мнение, что деньги в семье Фомичевых водятся. Екатерина всегда одалживала односельчанам небольшие суммы, при этом в ростовщичестве ее никто упрекнуть не мог, женщина получала обратно только свои деньги, без каких-либо процентов. В поселке поговаривали, что недавно супруги продали в Нарве двухкомнатную квартиру, правда, никто не мог сказать с уверенностью, оставили ли они деньги себе или отдали сыну, проживающему далеко в России.

Утром 7 ноября 2003 года соседка, в очередной раз пришедшая за молоком, удивилась, что на стук в дверь Фомичевых никто не отвечает. Войдя в дом, она обнаружила ужасную картину: на полу кухни в лужах крови лежали бездыханные тела хозяев… Прибывшими на место происшествия полицейскими в протоколе осмотра были зафиксированы следующие обстоятельства. В доме, замки дверей которого оказались не повреждены, на полу прихожей находился одетый в халат труп Екатерины с множественными ножевыми ранениями (позже эксперт насчитает 38 ран), на голову Екатерины была накинута наволочка, возле которой лежала окровавленная ножка от разломанного табурета, голова жертвы разбита, из спины торчала рукоять кухонного ножа. В нескольких метрах от трупа хозяйки дома на пороге комнаты находился труп Алексея, на котором были одеты только трусы, на голове и теле также имелись множественные резаные раны. При визуальном осмотре было установлено, что обстановка в доме не нарушена, все вещи находятся на своих местах, дверцы шкафов закрыты. Единственным признаком того, что в доме что-либо искали, были два пустых кошелька, открытые и лежащие на полу в гостиной комнате. Началось долгое и кропотливое следствие по факту двойного убийства и возможного ограбления.

Отсутствие каких-либо свидетельских показаний сильно осложняло дело. Стали отрабатываться различные версии преступления. По одной из версий, убийство мог совершить мужчина, проживающий в соседнем с погибшими полусгоревшем доме, он вел асоциальный образ жизни и в период убийства находился неизвестно где. По второй версии убийство мог совершить Мирослав, известный в поселке пьяница и скандалист, занимающийся забоем скота, постоянно носивший при себе большой нож и неоднократно пугавший им односельчан. По третьей версии убийство мог совершить наркоман Андрей, ранее неоднократно судимый и вхожий в дом убитых как внук подруги погибшей. В течение первых месяцев расследования, таким образом, были задержаны в качестве подозреваемых трое человек, однако свою вину они отрицали, и серьезных оснований для предъявления им обвинения не было.

Примерно через месяц после убийства присматривающая за домом соседка обнаружила в прихожей спрятанный конверт с деньгами, где находились около 3300 долларов и 1900 евро. Это подтверждало то, что у убитых были накопления. Тогда почему убийца не предпринял попытки найти их? Почему ограничился содержимым кошельков? Все накопленные материалы были переданы в группу расследования тяжких преступлений Идаского регионального центра Центральной криминальной полиции. Для раскрытия преступления был значительно расширен круг подозреваемых. Стали проверяться все ранее судимые лица, преимущественно молодые люди, которые проживают в Ольгина.

В поселке, где проживало около семисот человек, не осталось ни одного дома или квартиры, где не побывали бы работники полиции. В рамках проверки одной из версий и появилась информация, которая привела к дальнейшему раскрытию преступления. Когда начал отрабатываться круг лиц, занимавших деньги у покойных и не отдавших вовремя долг, следствию выявился девятнадцатилетний Владимир Пономаренко, один из соседей погибших.

К тому же на момент убийства у него не оказалось алиби. При этом достаточно странным оказалось то, что сразу после убийства он неожиданно вместе со своим другом уехал автостопом путешествовать… в Германию, провел там несколько дней и даже умудрился прогулять важный выпускной экзамен в школе.

Молодой человек ранее не был судим, заканчивал школу, хорошо характеризовался по месту учебы и был чересчур «положительный». После школы мечтал поступить в школу полиции. Однако постоянные материальные проблемы и поиски денег вынудили его занять у покойных супругов небольшую сумму денег, которую он не мог отдать.

Было принято решение о задержании Пономаренко и допросе в качестве подозреваемого. Задержание производилось прямо на его рабочем месте, в нарвском магазине, где Пономаренко в тот момент работал охранником. В ходе допроса Пономаренко очень нервничал и по всем признакам поведения - врал. Затем вдруг заговорил. И разразился такими откровениями, от которых видавшие виды оперативники опешили.

Владимир подробнейшим образом описал то, что происходило в злополучный вечер в доме погибших. Из его показаний: «Примерно в 22.30 час. я пошел их убить… В рукаве у меня был спрятан нож… Постучался, открыла женщина, я попросил их дать мне позвонить. Когда она дала мне телефон, нож упал из рукава, я поднял его и ударил…». Женщина упала, убийца продолжал один за другим наносить ей удары ножом по груди, лицу, рукам. На шум в коридор вышел хозяин дома, который тут же получил несколько ударов клинком. Когда Алексей упал, Пономаренко стал методично добивать его. Неожиданно первая жертва, собрав последние силы, поползла к входной двери дома. Владимир подбежал к ней, стал наносить все новые и новые удары умирающей женщине, в конце концов, взяв со стола кухонный нож, с силой вонзил в спину жертве. Агония смертельно раненой пенсионерки смутила преступника, он не мог понять, почему она не умирает. Тогда он схватил с кровати наволочку, накинул на голову женщине и, отломив ножку ближайшего табурета, нанес несколько ударов по ее голове. Жертва затихла. После этого прошел в комнату, изъял из кошельков всю имеющуюся наличность (около 2000 рублей и 3000 крон), забрал из шкатулки два золотых перстня и удалился. Правда, перед уходом тщательно стер в доме все свои возможные отпечатки пальцев. После убийства он долго сидел на берегу ручья, обдумывая случившееся, и, отмыв в холодной воде окровавленные руки, спокойно вернулся домой и лег спать.

На вопрос полицейских о мотивах преступления был получен ошеломляющий ответ. Оказывается, в школе ему очень нравилось произведение Достоевского «Преступление и наказание». Его очень интересовали душевные переживания главного героя, решившего ответить на вопрос: «Тварь я дрожащая или право имею?». Зарубивший топором двух человек, герой Достоевского ответил на свой вопрос. Пономаренко же, подражая Раскольникову, отважился перенести события романа в свою собственную жизнь, отобрав жизни у безвинных стариков. Однако Владимир, видимо, решил углубиться в изучение собственной души, не ограничившись, в отличие от Раскольникова, одним преступлением. В ходе того же допроса он поведал полицейским об организации им другого преступления.

Примерно через два месяца после убийства он уговорил двух своих одноклассников Николая и Олега (ранее также не судимых!) совершить в Нарве вооруженное разбойное нападение на один из продуктовых магазинов. Выдав сообщникам маски и ножи, распределив роли каждого, Владимир организовал нападение на продавщицу в магазине «Алладин», при этом под угрозой применения ножа из кассы магазина были похищены деньги в сумме около 600 крон. Добыча не велика, но она была честно поделена между участниками нападения. К счастью, на этот раз нож не был пущен в ход.

Задержанные сообщники по-лностью подтвердили показания Владимира. А после того, как у Пономаренко в ходе обыска был изъят нож, использовавшийся во время убийства стариков (на котором под ручкой в дальнейшем обнаружилась кровь одного из убитых) и на следственном эксперименте он повторил все свои действия, осуществленные при совершении преступления (действия, о которых мог знать только убийца!), последние сомнения в причастности этого молодого человека к двойному убийству отпали. Пономаренко вместе с двумя «подельниками» по разбойному нападению были преданы суду.

На суде все подсудимые полностью признали свою вину. Оба соучастника разбоя ввиду первой судимости отделались условными сроками. Условный срок за эпизод разбойного нападения на магазин получил и Пономаренко. Однако, срок лишения свободы, назначенный судом за двойное убийство, не удовлетворил Владимира. Прошение о смягчении наказания последовало сначала в окружной суд, а затем в государственный. Поэтому только в начале нынешнего года приговор, оставшись без изменения, вступил в законную силу. В течение двадцати лет ничто не будет отвлекать преступника от изучения творчества великого русского классика Федора Михайловича Достоевского.

Вадим Селюгин, инспектор криминальной службы Нарвского отдела полиции

www.prospekt.ee

Нарва Прямая ссылка Добавил: Vitaly 22.07.2007 12:07

|


Добавить комментарий