В лабораторном отделе Нарвской больницы гораздо больше специалистов, которым предстоит, подобно лаборантке Ольге Гудкиной (на снимке слева) и врачу Надежде Юзар, передавать свой опыт будущим молодым кадрам.
Можно ли говорить о том, что в Нарвской больнице ситуация с кадрами дошла до критической? - Конечно, нет. Правда, пару лет назад нам пришлось поволноваться по поводу нехватки анестезиологов, но в связи с приходом двух молодых врачей на сегодняшний день ситуация существенно улучшилась. Сейчас, в связи с уходом на пенсию невропатолога, кадровая брешь возникла здесь. Вакансий, если они появляются, - всего одна-две. Однако средний возраст медиков больницы 45-50 лет, поэтому в перспективе приток молодых кадров необходим.
- Рассчитываете ли в этом плане на помощь местного самоуправления?- А чем нам сегодня может помочь муниципалитет? Город, конечно, может поддерживать студентов из Нарвы, но где гарантии, что они вернутся обратно? В Нарвской больнице в свое время было сразу три стипендиата, а вернулся только один. И руководители других больниц признают, что у молодых людей во время учебы с отрывом от дома возникает множество причин, препятствующих возвращению в город детства: семья, любовь, новые друзья, привычки и традиции.
- Не рассматривается ли в официальных медицинских кругах вопрос практики распределения молодых специалистов?- Об этом уже говорят на совещаних разного уровня. Ведь уезжают за рубеж не только из Нарвы и не только медики. Более реальна другая идея - перевести прохождение части резидентуры врачами общей практики, получающими сегодня специализацию в Тарту или в Таллинне, в периферийные больницы.
- А обсуждение еще одного варианта - приглашения специалистов из третьих стран - оказалось не в их пользу?- Так было до недавнего времени. Сейчас к этому отношение более лояльное. Поэтому есть надежда на приток специалистов в Нарву, например, из России.
- А российские врачи проявляют интерес к работе в Эстонии?- Да. И это прежде всего те, кто раньше здесь жил, решил сюда вернуться. Нарву они выбирают потому, что здесь для них языкового барьера в общении с пациентами нет. И интенсивность труда у специалистов в России нередко выше, чем у эстонских. Зарплата при этом – скромнее.
Другое дело, что не так просто переехать из России в Эстонию, а главное – попасть в регистр эстонских медработников. По совокупности причин от выражения желания работать в Нарвской больнице до первого рабочего дня в качестве полноценного специалиста проходит, как минимум, полтора года. У нас уже работает анестезиолог с Урала. Есть желание обосноваться в Нарве еще у одного хирурга из России. Поступают заявки от россиян и по другим специальностям, но иногда соискатели по разным причинам нам не подходят.
- Существует ли между больницами Эстонии конкуренция и, в частности, за кадры специалистов?- Да, конкуренция жесточайшая, но прежде всего за рынок услуг, то есть за пациентов. Сейчас каждая больница старается демонстрировать особенности, которыми она сильна и которых у других лечебных учреждений нет. Актуально также качество медицинских услуг, в том числе, внедрение новых. И в Нарвской больнице уже появились новые услуги, например, соляная камера.
Последняя новость в амбулаторном восстановительном лечении - организация лечебной аквагимнастики для взрослых и детей. Идет подготовка к открытию услуги гемодиализа (искуственная почка). А недавно в рамках сотрудничества с Tervisearen-gu Instituut ( Институт развития здоровья ) открылся кабинет помощи для ВИЧ-инфицированных. Также начался контроль здоровья людей, которые в своей работе соприкасались с асбестом. Чтобы сохранить свое место на рынке, мы совершенствуем качество своих услуг и находится в поиске новых возможностей.
Нина Антонова www.prospekt.ee