Эксперты: крона останется в Эстонии на годы
Хотя политики уже через несколько лет хотят увидеть в наших кошельках евро, специалисты склонны считать, что до этого мы еще успеем отпраздновать 20-летие эстонской кроны.
Вчера вечером экс-премьер Тийт Вяхи открыл бутылку с шампанским — 15 лет назад он в качестве премьера правительства и председателя комитета по денежной реформе был одним из тех немногих политиков и высших чиновников государства, под руководством которых родилась эстонская крона.
Курсом эстонской валюты стали 8 крон за одну марку ФРГ. В день денежной реформы немецкая марка стоила 75-80 рублей.
Противоречивое решение
Вяхи уверен, что через два-три года мы будем опять открывать бутылки с шампанским, чтобы отметить переход на евро.
Последние высказывания правительства и Центробанка говорят о том, что они надеются осуществить переход в 2011 году. До сих пор единственным препятствием к переходу на евро была наша слишком высокая инфляция.
В то же время специалисты признают, что, судя по всему, нам еще удастся отметить 20-летие эстонской кроны летом 2012 года.
Ученый-экономист, председатель совета центробанка, Март Сырг заметил, что, взвешивая аргументы в пользу кроны и евро, эмоции говорят, что надо держаться своей валюты, но если исходить из прагматических соображений, то нужно переходить на евро как можно быстрее. Это придаст нашей денежной системе стабильность и увеличит доверие к ней.
«Очень много будет зависеть от внешних факторов, но, по всей вероятности, мы еще и в 2012 году будем пользоваться эстонской кроной», — считает Сырг.
Заведующий отделом сбережений и инвестиций Sampo Банка Расмус Пиккани заметил, что и через пять лет в ходу будет эстонская крона, поскольку в части инфляции мы не в состоянии выполнить маастрихтские критерии, выполнение которых является обязательным критерием для перехода на евро.
«Я не верю, что так быстро догоняющая Европу экономика способна снизить инфляцию ниже требуемого критерия», — заметил Пиккани. Он заметил, что в краткосрочном плане это возможно, но постоянно держать показатель инфляции так низко невозможно. На сегодняшний день для вхождения в зону евро показатель инфляции должен быть ниже трех процентов.
Руководитель Института конъюнктуры Марье Йозинг сказала, что она все-таки надеется, что осуществить переход на евро удастся до 20-летия кроны. Она подчеркнула, что быстрый переход на евро крайне необходим для экономики.
«То, что в прошлом году не удалось войти в зону евро, это одна из самых крупных неудач экономики Эстонии», — заметила Йозинг.
По словам Йозинг, среди европейских аналитиков крепнет убеждение, что условия Маастрихтского договора следует изменить.
Быстрый рост экономики
Йозинг заметила, что условия договора об общей валюте задумывались для государств со стабильным развитием экономики, а сейчас в ЕС вошли государства с очень быстрыми темпами развития, цель которых — как можно быстрее догнать более богатые государства Европы.
«Для таких государств, в том числе и Эстонии, инфляция и быстрый экономический рост не являются признаками слабости денежной системы, а наоборот, свидетельствуют об успехах экономики, — прокомментировала Йозинг. — Теперь нас наказывают за быстрый экономический рост».
Пять лет назад, когда мы отмечали десятилетие эстонской кроны, тогдашний премьер Сийм Каллас писал в Postimees: «Скоро придется отказаться он эстонской кроны. Немного жалко. Но это экономическая неизбежность и полезно как для экономики, так и для людей».
Мнение
Сийм Каллас, вице-президент Европейской комиссии:
Ночь на 20 июня 1992 года стала, наверное, самой запоминающейся в моей жизни. Чем дальше от нас те события, тем объективнее мы можем судить о них.
Эстонский народ получил деньги, которые он представлял в идеале. Эстонская крона стала одним из самых стабильных и вызывающих доверие гарантов обеспечения независимости. Она выстояла, несмотря на попытки поколебать ее политически, позволила экономике Эстонии крепко встать на ноги.
Я всегда был сторонником единой европейской валюты, тем самым невольно признавая, что от кроны когда-нибудь придется отказаться. Причем я понимал это уже тогда, когда европейские деньги еще не получили своего названия.
Евро — это проект, имеющий огромное экономическое значение, и для всех нас очень важно продвигать его. Готов присоединиться к мнению многих людей, что именно общие деньги сделают объединение экономик Европы необратимым. РМ, 9.06.07
Марье Йозинг, директор Института конъюнктуры:
В 1992 году предприниматели чувствовали себя очень неуверенно. Рублевые сделки и сделки в иностранной валюте невозможно было планировать. Собственные деньги стали для предпринимателей почвой, на которую можно было опереться. Стабильная крона имела огромное значение для развития экономики.
Сейчас трудно сказать, правильно ли поступил Комитет по денежной реформе, установивший курс кроны по отношению к марке 1:8. Этим суровым курсом объясняются разговоры о том, что денежная реформа «съела» сбережения, хотя на самом деле это сделала гиперинфляция еще до реформы.
Этот курс продержался до сих пор, хотя серьезный и тщательный анализ перед тем, как его установить, проведен не был. Тем не менее было сделано все, чтобы риск не был большим. Наверное, это был верный шаг.
http://rus.postimees.ee/200607/glavnaja/ekonomika/18194_1.php
Эстония
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
22.06.2007 15:37