По поводу обращения к руководству России
(1) 2462 0
Текст нашего обращения к руководству России газета «День за Днем» опубликовала 11 мая 2007 года. Думаем, что читателям понятна озабоченность Русского академического общества трагическими событиями в Таллинне, связанными с переносом памятника на Тынисмяги. Напомним, что мы, и не только мы, предупреждали властные структуры нашей страны о крайне нежелательных последствиях тех скрытых от общественности действий, которыми этот акт был осуществлен.
Но не в меньшей мере нас волнует и крайне жесткая реакция властных структур, а также многих средств массовой информации в России на события в Эстонии. С высоких трибун раздаются призывы принять по отношению к Эстонии самые радикальные меры воздействия – вплоть до разрыва экономических и дипломатических отношений. Эти призывы, как и вакханалия вокруг эстонского посольства в Москве, лишь нанесли ущерб престижу России в глазах международного сообщества.
А главное – их жертвами станет прежде всего русскоязычное население Эстонии, интересы которого вроде бы должны быть защищены этими экономическими и политическими санкциями. С этим «вроде бы» согласны и наши оппоненты, включая уважаемого директора Института будущего Эстонии Эрика Терка, чье мнение опубликовано в том же номере газеты «День за Днем».
Не будем касаться личностных оценок президента Владимира Путина, от которого, по мнению Эрика Терка, не следует ждать справедливости и желания считаться с реальными интересами эстонских русских. Можно подумать, что такое желание, а также стремление вывести эстонско-российские отношения из крайне критического состояния испытывают власти Эстонии. Но главное, с чем категорически не согласен уважаемый Эрик Терк, – это с нашей оценкой последствий бойкота со стороны России для экономики Эстонии. И здесь его взгляды совпадают с оценкой премьер-министра нашей страны.
Мало того, в последнем опросе фирмы Emor 47 процентов лиц эстонской национальности живут в ожидании светлого будущего, а 82 процента одобряют действия Андруса Ансипа, обещавшего к тому же, что в скором времени Эстония войдет в число самых богатых стран Европы. Но мы не испытываем восторга от этих обещаний. И не завидуем Андрусу Ансипу, который уже не в очень далеком будущем будет вынужден объяснить, почему столь щедрые обещания не привели народ Эстонии к желанной цели. Мало того, имеется серьезная угроза скатиться в глубокий экономический кризис.
Законы рыночной экономики, особенно в ее крайне либеральной форме, таковы, что на волне бурного подъема начинается ее перегрев и кризисный спад. Именно такую оценку состояния эстонской экономики дает хорошо информированный британский журнал The Еconomist. За последние пять лет в Эстонии долг частных лиц и предприятий банкам вырос многократно и подошел вплотную к годовому объему ВВП. Вывоз капитала из Эстонии почти сравнялся с ввозом, а дефицит текущего счета баланса Эстонии достиг опасного предела – 12,4 процента от ВВП. В условиях продолжающегося относительного сокращения экспорта туризма и транзита он, по оценке МВФ, возрастет до 15 и более процентов, что поставит экономику Эстонии в крайне сложное положение.
В том же журнале отмечалось, что экономика Эстонии может избежать перегрева, если будет основываться на воспроизводстве мозгов и квалифицированной рабочей силы. Судя по последним событиям, с мозгами, а точнее – с мудростью у наших ведущих политиков не все в порядке. Но, может быть, они сильны в экономике? При всех разговорах о переходе к наукоемким технологиям – суммарные вложения государственных и частных структур в научно-внедренческую сферу из расчета на душу населения, в Эстонии в пятнадцать раз меньше, чем в высокоразвитых странах ЕС. Не в этом ли причина, что высокоуважаемый ректор Тартуского университета академик-физик Яак Аавиксоо подался в министры обороны?
О неустойчивом состоянии экономики предупреждал Банк Эстонии, а также ведущие экономисты и предприниматели Эстонии. В случае «мягкой посадки» темпы роста ВВП упадут в 1,5 раза, а любые непродуманные действия, а также неблагоприятные внешние факторы, могут привести и к гораздо более «жесткой посадке». Поэтому позволим себе настаивать на нашей оценке - 25-30-процентных потерях от ВВП в результате серьезных санкций России, которая столь возмутила уважаемого коллегу Эрика Терка.
В коротком письме мы не могли обосновать эти цифры детальнее. Эрик Терк прав, что в конце 90-х годов российский дефолт не создал столь серьезных трудностей для экономики Эстонии. Но уменьшение экспорта в Россию было компенсировано бурным ростом (самым высоким в реальном секторе экономики) транзита российских грузов через эстонские порты. Какова же роль экономических связей с Россией для современной экономики Эстонии? По прямому товарообороту (экспорт и импорт) это 10% от суммарного. А транзит и сопряженные с ним сферы (обработка грузов, финансовые потоки и т.д.) составляли 10-12% от ВВП (а не мифические 2% по Андрусу Ансипу).
Но что еще важнее – торговля с Россией и транзит являются важнейшим балансиром экономики Эстонии. И потеря этого балансира намного усилит негативное воздействие других факторов, обусловленных перегревом экономики. Отсюда – увеличение угрозы «жесткой посадки», от которой пострадают жители нашей страны, включая национально озабоченных коренных жителей, верящих в обещания и мудрость наших ведущих политиков.
Необходимо отметить, что когда мы анализируем роль России в экономике Эстонии, отнюдь не только о транзите следует говорить. Поставки газа и других энергоресурсов, леса, металла, других видов сырья из России обеспечивают работу большого числа эстонских предприятий. Прекращение этих поставок может оказать негативное влияние не меньше, чем прекращение транзита.
А может быть, как говорил Остап Бендер, «Запад нам поможет»? Но по мере расширения ЕС относительная подпитка богатыми странами новых членов будет сокращаться. Об этом свидетельствуют и изменения в общественном мнении ведущих стран ЕС и, в частности, результаты последних президентских выборов во Франции. Да и, перефразируя высказывания наших доморощенных классиков экономической мысли, можно сказать: «ЕС – помогает тем, кто помогает себе сам».
В целом перед нами не слишком большой выбор: или использовать свое благоприятное географическое положение в качестве европейского моста между Западом и Востоком, что, по оценке западных специалистов, повышает ресурсный потенциал страны более чем на одну треть; или стать европейским тупиком, который будут обтекать с севера и юга товарные и финансовые потоки.
Выбор, вроде, сделан. Маленькая Эстония стала чуть ли не главным врагом России. А по антироссийской риторике некоторые наши, вроде бы, ответственные политики и журналисты побивают европейские рекорды.
Кто окажется в наибольшем выигрыше? Народ Эстонии или России? Нет – наши друзья по балтийской цепочке. Внешне они выражают солидарность с Эстонией и даже готовы вновь встать в цепочку. А в действительности проводят крайне прагматичную политику с восточным соседом. Заключили без всяких условий и преамбул пограничные договоры и крайне довольны тем, что транзит через эстонские порты уже сократился в два с лишним раза. Наши «закадычные друзья» с удовольствием предоставили для таких грузов латвийские или литовские порты.
Вроде и наши руководители начали суетиться, даже возлагать венки к Бронзовому солдату, которого до этого называли не иначе, как символом оккупации. Но, как говорил Карл Клаузевиц, «стратегические просчеты не могут быть компенсированы тактическими приемами».
Ханон БАРАБАНЕР
Михаил БРОНШТЕЙН
Владимир ПАРОЛЬ
www.dzd.ee
Эстония
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
25.05.2007 18:16