Группа нарвитян обвиняет городские власти в попрании Конституции
К канцлеру юстиции Аллару Йыксу обратилось 12 нарвитян из примерно 80-ти, подавших заявления на приватизацию жилья, когда за квадратный метр надо было заплатить 900 крон, но так и не получивших в собственность квартиры за эти деньги. Члены инициативной группы указывают на пренебрежение конституционным принципом равноправия и просят канцлера проверить деятельность Нарвского городского собрания в части отчуждения муниципальных квартир.
Возможно, отстаивающие свои права нарвитяне скоро дойдут и до административного суда. Также есть идея обратиться к председателю Центристской партии Эдгару Сависаару, чтобы тот по возможности повлиял на осуществляющих власть в городе однопартийцев.
Напомним историю вопроса. В 2004 году Нарвское городское собрание приняло Порядок владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями, находящимися в собственности города Нарва. Была установлена цена приватизации муниципальных квартир – 900 крон за квадратный метр (300 крон помноженные на коэффициент 3). 20 октября 2006 года горсобрание увеличило стоимость отчуждения в 5 раз – до 4500 крон за квадратный метр. Городские власти объясняли необходимость повышения стоимости отчуждения галопирующим ростом цен на недвижимость в Нарве. Посчитали, что город не должен за гроши расставаться с тем, на чем другие зарабатывают очень и очень хорошо.
Приватизация городских квартир была приостановлена осенью 2005 года. Но люди продолжали подавать заявления на приватизацию. Примерно у 80-ти нанимателей муниципальных квартир они были приняты, и каждому из них подсчитали, во сколько обойдется приватизация из расчета 900 крон за метр. Тем не менее, люди ждали напрасно. Несмотря на то, что некоторые депутаты горособрания предлагали позволить этой группе приватизировать жилье по «старым» ценам, эта идея на заседании 20 октября большинством народных избранников поддержана не была.
Кто нужен городу?
Председатель горсобрания Михаил Стальнухин, правда, оговорился тогда, что заявления на отчуждение будут все-таки рассматриваться индивидуально, и, если найдутся на то основания, власти могут разрешить приватизировать жилье и по 900 крон. На деле в исключительном положении оказались пока только переводчик городского собрания и известный нарвский гребец Игорь Кузьмин – первому позволили приватизировать муниципальную квартиру по 900 крон за метр как раз 20 октября, второму – в декабре 2006-го. Власти говорили и продолжают говорить об «интересах города», о том, что «нужно показать свою необходимость городу». Что, мягко говоря, вызывает недовольство многих из тех примерно 80-ти подавших заявления, по их глубокому убеждению, своевременно. Особенно возмущает такая постановка вопроса тех из них, кто всю свою жизнь трудился на благо Нарвы, получая за это не адекватные усилиям деньги, тех, кто рожает и воспитывает больше среднестатистических «полутора детей» на семью.
Нас дискриминируют!
«Мы обращались за разъяснениями к вице-мэру С.Хомяковой, мэру Нарвы Т.Таммисте, председателю горсобрания Нарвы Михаилу Стальнухину, нас приглашали на заседания жилищной комиссии городской управы, где необходимо было доказать свою «необходимость» городу, как переводчик и спортсмен. В нашем списке пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, и как определить эту необходимость?» - задают 12 нарвитян вопрос канцлеру юстиции Йыксу. «Мы считаем, что своими решениями Нарвское городское собрание нарушает конституцию Эстонской Республики. Ст.12. «Перед законом все равны (…)».
Михаил Стальнухин предпочитает оставить решать канцлеру права, имеет ли место в данном случае факт дискриминации.
«Если уж соответствующее обращение ему направлено, то есть смысл дождаться ответа. Хотел бы лишь обратить внимание на другой возможный факт дискриминации: поскольку муниципальное имущество является источником дохода для любого местного самоуправления, то местные власти обязаны в случае принятия решения об отчуждении муниципального имущества сделать это с максимальной отдачей для местного бюджета. От этого зависит, в каком объеме в городе строятся детские площадки, ремонтируются школы и детские сады и т.п. Кроме того, Нарва, по имеющейся у меня информации, является единственным городом Эстонии, где отчуждение проводится не по коммерческим ценам (12-17 тыс. крон за квадратный метр), а по некой искусственно заниженной цене в 4,5 тыс. крон за квадратный метр», - говорит Михаил Стальнухин.
Между тем, по словам членов инициативной группы, говорить о том, что город теперь получит больше от них, некорректно, так как приватизировать квартиры по новой цене – 4500 крон – они просто не в состоянии. «Нарва уже располагала бы дополнительными средствами, если бы нам разрешили приватизировать квартиры по старой цене», - говорит глава инициативной группы Елена Суханова.
- Действительно ли спортсмен и переводчик более необходимы городу, чем остальные?
- Не берусь сравнивать, но хочу напомнить, что еще сравнительно недавно город выделил более 80 квартир приезжающим в Нарву учителям эстонского языка, - говорит Михаил Стальнухин. - У города есть действующий порядок, и решения были приняты в полном соответствии с ним. Что касается переводчика горсобрания, то в его работе заинтересован весь город, так как благодаря его работе нарвитяне имеют возможность знакомиться с русскоязычным переводом городских правовых актов.
- Не собирается ли городское собрание принять решение в пользу 80 семей и разрешить им в виде исключения приватизировать квартиры по 900 крон?
- Городское собрание рассмотрит все вопросы, которые подготовит ему соответствующий отдел горуправы, жилищная комиссия горуправы и соответствующая комиссия горсобрания.
Некоторые из тех, кто не теряет надежду
Возможно, среди 80-ти оставшихся за бортом, действительно, есть, как говорили некоторые депутаты, те, кто живет на спекуляциях недвижимостью, те, кто не приватизировал в свое время квартиры из-за своего разгильдяйства или подверженности порокам. Но есть среди них и другие люди, с совсем другими проблемами. Например…
Вантеева Наталья. Работает продавцом, проживает с двумя детьми в 2-комнатной квартире, выделенной городом в 2003 году. До подачи заявления на приватизацию 9 ноября 2005 года все свободные средства уходили на ремонт. «Квартира была в ужасном состоянии и жить в ней без ремонта было невозможно, - говорит Наталья, признаваясь, что не представляет, как по новым расценкам с ее доходом можно приватизировать квартиру. – Власти говорят: «хотите больше получать, пойдите получите соответствующее образование».
Вязова Светлана. Пенсионерка. «Почему не приватизировала раньше? Муж умер как раз перед тем, как стали выдавать желтые карты, а мне полагающиеся ему не дали. Свои карты я потратила на приватизацию дачи, так как на квартиру мне их не хватало, и было много разговоров о том, что неприватизированные дачи будут отнимать», - рассказывает Светлана, проработавшая всю жизнь в Нарве. – Для приватизации я взяла кредит. Теперь выплачиваю.
Семья Шестаковых. 6 детей. Глава семьи Евгений Шестаков – «чернобылец». Желтыми картами не могли приватизировать квартиру, так как их не хватило. До приватизации руки дошли, когда старший сын пошел работать, и семья стала чувствовать себя в финансовом плане увереннее. «Неужели такие как мы не нужны городу?» - недоумевают Шестаковы, вспоминая о рассуждениях властей о «нужных людях». Сейчас семья намерена помочь получить образование детям, и брать кредит - 360 тысяч - на приватизацию
позволить себе не может.
Супруги Сумосевы. Инвалиды. В 2001 году купили неприватизированную двухкомнатную квартиру. Подали на приватизацию только в апреле 2006 года, когда с большим трудом накопили половину от необходимых тогда примерно 40 тысяч.
Фунтова Галина. Мать шести детей. Живет с тремя младшими в 3-комнатной квартире. Работает уборщицей. «Пока дети были маленькие, было не до приватизации – буханку хлеба на семерых по кусочку делили. По 4500 крон за метр я, конечно, приватизировать не могу. Мне 53 года. Какой банк мне даст ссуду в 300 с лишним тысяч? – недоумевает Галина и рассказывает, что обращалась апреле 2006-го к председателю горсобрания Михаилу Стальнухину. - Описала ему ситуацию и он, пообещав поддержку, приложил к моему заявлению свое ходатайство, в котором, как я поняла, предлагал позволить мне приватизировать квартиру по 300 крон за метр, или хотя бы по 900. Потом мне ответили из управы, что ни по 300, ни по 900 я приватизировать не могу.
Суханова Елена, преподаватель, 18 октября 2005 года подала заявление на приватизацию 2-комнатной квартиры, взяла кредит… Теперь она возглавляет инициативную группу считающих себя обманутыми квартиросъемщиков. «В 94 году я находилась в декретном отпуске и из-за крайне тяжелого финансового положения мне пришлось желтые карты продать, ради ребенка».
Роман Викулов
www.prospekt.ee
Нарва
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
17.02.2007 18:27