Всего в прошлом году грузооборот торговых портов нашей республики составил около 47 миллионов тонн, две трети этих грузов – поступившие из России нефтепродукты, уголь, минеральные удобрения, древесина и сельхозпродукция. В целом перевалка товаров через гавани нашей страны в 2006-м возросла по сравнению с предыдущим годом на 0,7 %, в то же время доля отправляемых нефтяниками РФ грузов сократилась примерно на 20%. В чем причина? Не влияют ли на нефтяную составляющую эстонского транзита неувязки в межгосударственных отношениях ЭР и РФ? Пояснения по этим и другим вопросам дает эксперт по транзиту Райво Варе, ранее возглавлявший Министерство транспорта и коммуникаций Эстонской Республики и крупнейшую нефтетранзитную компанию АО «Пактерминал».
Райво Варе – участник международной конференции по развитию Ида-Вирумаа, организованной на минувшей неделе уездной управой.Райво Варе – участник международной конференции по развитию Ида-Вирумаа, организованной на минувшей неделе уездной управой.
По мнению Райво Варе, на снижение доли нефтепродуктов влияет стратегия в политике российского государства – направлять эти грузы через свои порты, давая им загрузку. То есть дело не в межгосударственных отношениях. В то же время неотрегулированность этих отношений, безусловно, сказывается на внешнеэкономическом сотрудничестве. Конечно же, не в лучшую сторону. Например, затягивание с решением вопроса строительства нового моста через реку Нарву напрямую связано с нынешней ситуацией в политической сфере. Силламяэский порт уже действует, строятся новые причалы и терминалы, и новый мост очень бы пригодился для ритмичной работы этого развивающегося порта.
На более позднее время Россия отложила внедрение проектов, связанных с инвестициями в развитие подъездных путей на пограничных переходах с Эстонией, в частности, на Псковском направлении. Планировалось построить новые удлиненные пути для приема тяжелых поездов, оснастить пограничные станции современной техникой и осуществить другие работы, позволившие бы ускорить обработку составов. Перенос сроков реализации важных для пропускной способности проектов, не исключено, связан с ростом напряженности в межгосударственных отношениях.
Как считает Р.Варе, Силламяэский порт, который стал одним из мощных моторов развития Ида-Вирумаа, является конкурентом российских портов на Северо-Западе России. Привлекательность гавани в Силламяэ для российских грузоотправителей еще больше возрастет при вступлении России в ВТО – членство во Всемирной торговой организации заставит Москву снять тарифные льготы, установленные ранее для грузов, перевозимых по железной дороге в отечественные порты РФ. Зарубежные гавани окажутся в равных условиях с российскими.
В Санкт-Петербурге существует мощное лобби, заинтересованное в своих портах на Балтике, в их развитии и загрузке. Как видим, Силламяэский порт развивается в непростых условиях, не тепличная обстановка и у транзита. А тут еще мешают политические неувязки – борьба в Эстонии с памятниками, раздражающая восточного соседа.
Р.Варе привел еще один пример негативного влияния политики на экономику Эстонии, являющуюся транзитным коридором по маршруту запад-восток. Российско-белорусские неурядицы из-за цен на энергоносители ударили по транзитному грузопотоку – продуктовая линия, которая шла в наши порты из Белоруссии, уменьшилась почти на полтора миллиона тонн товаров.
Что касается будущего эстонско-российских отношений, от которых зависит развитие экономики Ида-Вирумаа, то эксперт по транзиту убежден, что повлиять на оздоровление ситуации может глава государства Тоомас Хендрик Ильвес, отвечающий за внешнюю политику. По мнению Р.Варе, худшим для Северо-Востока вариантом развития событий станет эскалация напряжения по линиям Эстония - Россия и Брюссель - Москва, тогда Ида-Вирумаа окажется тупиком Евросоюза. Но если отношения на этих линиях будут развиваться в конструктивном русле, то и транзит, туризм, промышленность и другие сферы региона Ида-Вирумаа будут тоже активно развиваться.
Евгений АШИХМИНwww.moles.ee