Российские эстонцы больше не хотят быть эстонцами
(1) 2644 0
Этой весной, как говорит Вальтер Герман, потомок эстонцев, некогда переселившихся на юг России, он вдруг стал фашистом. Многие из тех, с кем он знаком и в чьих жилах тоже течет эстонская кровь, не хотят больше быть эстонцами.
И Вальтер Герман, и его знакомые, которые более не желают признаваться в своей национальной принадлежности, живут в Краснодарском крае, в Красной Поляне, или, как когда-то назывался поселок по-эстонски — Punase Lageda. Судьба Бронзового солдата виновата в том, что происходит с ними.
«Не вижу проблемы в том, что его перенесли, — говорит Вальтер Герман по-русски, так как этот язык для него, живущего в русскоязычной среде, более привычен. — В своем саду я сам решаю, где посадить яблоню. Захочу и вовсе срублю ее, и сосед мне не указ, даже если он скажет, что зря рублю красивое дерево. Пусть сам сажает. Мой сад!»
Отчаянно жестикулируя, Вальтер Герман, сильно смахивающий внешне на ныне покойного Александра Таммерта-старшего, известного эстонского легкоатлета и тренера, не скрывает своего возмущения.
Эстонское происхождение здорово осложнило его жизнь в России. Для того чтобы избавиться от обвинений в том, что он фашист, Вальтер Герман съездил в Таллинн и привез фотографии, на которых Бронзовый солдат стоит на новом месте. Две фотографии, на которых памятник утопает в цветах, он повесил в рамочках.
Пинком под зад
Тем не менее Вальтер Герман не верит, что от этих снимков будет какая-то польза. Вряд ли кто-нибудь сейчас в России, спустя полгода после событий, помнит, из-за чего в Эстонии начались проблемы. «Меня не касается, что там сделали, — заявляет 55-летний Герман, хозяин большого хутора. — Но здешним старикам будто пинка дали под зад».
И теперь жители Красной Поляны, да и наверняка других окрестных сил, и слышать не хотят о своих эстонских корнях, утверждает Герман.
Чтобы не быть голословным, в доказательство он рассказывает о том, что две девушки с эстонскими корнями, собиравшиеся осенью поехать учиться в Эстонию, из-за событий с переносом Бронзового солдата отказались от своих намерений.
Эстонцы, живущие в Красной Поляне и в соседнем поселке Эсто-Садок, к которым Герман обратился с просьбой помочь местному эстонскому обществу, не хотят больше оказывать финансовую поддержку. «Очень трудно быть эстонцем», — говорит Вальтер Герман.
Соотечественники надоели
Диана Губарева, в девичестве Орав, и ее муж Влад отнюдь не были в восторге, когда на пороге их двухэтажного дома появились гости из Эстонии. Хозяин неожиданно даже попросил показать документы, чтобы убедиться в том, что мы самом деле те, за кого себя выдаем, — журналисты газеты Postimees.
Как объяснили Губаревы, к ним ежедневно наведываются всякие типы, случаются среди них и эстонцы, и русские, и иностранцы, так что гости им надоели. Влад проводит рукой по горлу, демонстрируя, как их достали. Надоело быть музейными экспонатами, говорит Диана Губарева по-русски, устало добавляя: «Это уже совсем неинтересно».
Двадцать лет она отработала в местном клубе, уже год без работы. Муж Влад, бабушка которого тоже была эстонкой, время от времени помогает организовывать съемки для «Мосфильма». У них подрастают двое детей, сын, по словам матери, знает по-эстонски лишь отдельные выражения, вроде «head o"o"d».
За 120 лет эстонцы в Красной Поляне просто растворились, говорят Губаревы, ведь притока не было. Этнических эстонцев, что в Красной Поляне, что в соседнем селе Эсто-Садок, около ста человек. Всего в Сочинском районе их насчитывается 700-800 человек, причем половина из них, по словам Германа, по-эстонски вообще не говорят.
Несмотря на это Вальтер Герман пытается поддержать деятельность эстонского общества, созданного семь лет назад. Удается это с трудом, поскольку денег не хватает. В певческом хоре «Su"gis», который даже участвовал в недавнем Певческом празднике в Таллинне, осталось всего пять женщин. Нет денег на то, чтобы купить новые национальные костюмы, чтобы не позориться в совершенно обносившихся старых нарядах на проходящих в Сочи праздниках национальных просветительных обществ. Духовой оркестр и вовсе распался.
Источник обогащения
Некоторые местные эстонцы нашли источник быстрого обогащения. После того как Сочи был выбран местом проведения зимней Олимпиады-2014, и в окрестностях Красной Поляны решили построить современный горнолыжный центр, земля в этих местах сильно подорожала. Цена сотки в самых престижных районах доходит до 50 000 долларов, т.е. до полумиллиона крон.
У Вальтера Германа девять с половиной гектаров земли. То ли в шутку, то ли всерьез он называет себя самым зажиточным хуторянином. На вопрос, продаст ли часть земли, отвечает: «Продам! — И хитро добавляет. — Но только на вес, по килограммам». А затем серьезно добавляет: «Если продавать землю, жизнь не станет лучше».
В душе его горит пламя гнева из-за того, что Эстония отвергает и не ценит кавказских эстонцев. Если эстонцам, живущим в Швеции, Канаде, Финляндии, Эстония оказывает мощную финансовую поддержку, чтобы те сохраняли свою национальную принадлежность, то эстонцы на юге России и в Абхазии получают копейки, словно они люди второго сорта.
Герман не уверен, что после апрельских событий живущие в этих краях эстонцы будут держаться вместе, тем более, что они не чувствуют поддержки со стороны родины предков. Хватит уже вспоминать о том, что мы эстонцы, лучше жить спокойно, говорят ему соотечественники.
http://rus.postimees.ee/181207/glavnaja/estonija/27144.php
Эстония
Прямая ссылка
Добавил:
Vitaly
18.12.2007 22:29