Зима работы не остановит
Пастор Александровского лютеранского прихода Виллу Юрьё, особенно внимательно следящий за строительством, говорит, что таковы условия финансирования со стороны еврофондов и EAS – все должно быть закончено к концу июня. «Мы посовещались и решили, что торжественные мероприятия лучше назначать на пятницу, а 27-е – это последняя июньская пятница. Так что дело не в том, что мы вдруг решили взять на себя повышенные обязательства», - объясняет пастор.
Теплый декабрь – большая удача для строителей: можно продолжать наружные работы по облицовке колокольни бутовым камнем, рыть траншеи для прокладки канализации и водоснабжения. Генеральный подрядчик тартуская фирма Eviko AS в холода собирается сконцентрироваться на внутренних отделочных работах, которые не будут останавливаться до их завершения – временное отопление налажено.
Строительные материалы, в частности бутовый камень, дорожают и будут дорожать, но это уже проблемы и риски генподрядчика, пастор на этот счет спокоен: «Они могут выбирать между поставщиками или использовать какие-то резервы. Все-таки Eviko AS согласилось выполнить весь объем работ за оговоренную сумму».
Общий объем сметы, включающей, например, и расходы на мебель, которую собираются изготавливать из дерева, – примерно 31 миллион.
Установили мозаику
В прошлую пятницу над входом в реставрирующуюся колокольню Александровского собора была установлена 400-килограммовая мозаика с изображением Христа с раскрытыми объятиями.
400-киллограммовую мозаику шесть человек с трудом сдвигали с места.
Надпись на надвратной мозаике в переводе на русский гласит «Блаженны чистые сердцем».
Почему именно эта евангельская цитата была выбрана? - интересуюсь у пастора. «Я так решил. А почему – не знаю», - улыбается Виллу Юрьё.
Пастор сообщает, что до войны Александровский собор мозаика не украшала: «Его строили скромным, для фабричных рабочих».
Таллиннский художник Андрей Лобанов работал над мозаичным полотном полгода. По словам Андрея Лобанова, технологии, использованной им, тысячи лет. «Я отдыхал на Черном море этим летом и видел в Херсоне выполненные таким же образом мозаики». Лобанов ездил за смальтой в петербургские мастерские Академии художеств, построенные Александром Вторым для производства смальты для Исаакиевского собора.
«Ведь и Александровский собор в Нарве тоже был построен Александром Вторым», - указывает художник на интересное совпадение. Также использовался эстонский доломит пяти цветов.
«За основу я взял образ Иисуса Христа с фрески Леонардо «Тайная вечеря». Кстати, Виллу Юрьё высказывал пожелание, чтобы колокольню украсила фреска, но у нас не Италия, и эстонский климат быстро испортил бы ее, а мозаика – на века», - говорит художник. Лобанов сообщает, что еще один использованный им образец - «плат Вероники», хранящийся в соборе святого Петра в Риме. Согласно преданию, благочестивая еврейка Вероника, сопровождавшая Христа в его крестном пути на Голгофу, подала ему льняной платок, чтобы Христос мог отереть с лица кровь и пот. Лик Иисуса запечатлелся на платке.
Надвратная мозаика – пока единственная работа Андрея Лобанова для Александровского собора, но художник допускает, что ему предложат сделать что-то еще. Кстати, около 10 лет назад Лобанов трудился и над мозаикой нарвского православного Воскресенского собора.
Туалет помешает молиться?
Продолжается остекление собора. Сейчас вставляют два последних окна. Известный нарвский общественный деятель Андрес Вальме, узнав, что за алтарной частью собора запланирован туалет, вознегодовал. «Я с большим уважением отношусь к Виллу Юрьё и тому, что он сделал и делает. Он неоднократно помогал мне в различных начинаниях, но запланированный туалет меня смущает. Это что же получается?! Люди будут молиться, обратясь с алтарю, помня о том, что за ним находится отхожее место, где кто-то справляет физиологический потребности! Это противоречит моим религиозным чувствам!» - заявляет Андрес Вальме.
Пастор Юрьё относится к возмущению Вальме спокойно. «Вот, посмотрите, - приглашает он в ту самую часть собора, отделенную от алтаря толстенной стеной - Это место к алтарю отношения не имеет. И здесь будет обустроен только туалет для инвалидов. Остальные туалеты, которых должно быть достаточно с учетом того, что в соборе могут собраться тысячи людей, будут построены в подвале. Андреса почему-то не смущает то, что за алтарем находится российское консульство. Он же не думает, что молится на него. Также и работников российского консульства, думаю, не смущает то, что мы сделаем в соборе туалет для инвалидов с их стороны».
Пастор Олег Севастьянов добавляет, что апсида (алтарный выступ, ориентированный обычно на восток, - прим. ред.) до войны использовалась, как дровяной склад. «Вообще во многих эстонских храмах там бывает умывальник для священника, туалет. В этом нет ничего предосудительного, тем более, что сегодня не 19-й век и место это достаточно чистое. Инвалидам будет тяжело спускаться в подвал, и мы должны позаботиться о них», - говорит пастор Севастьянов, напоминая, что в соборе проводились и будут проводиться многие светские мероприятия - концерты, какие-то другие представления. Музея коммуны на будет
Залы на шести этажах колокольни собора, как мы уже сообщали, также будут использоваться и для каких-то светских проектов и выставок. Пастор Виллу Юрьё обещает, что часть постоянной экспозиции будет посвящена Эстляндской трудовой коммуне, которая была объявлена в Александровском соборе. «Но музей коммуны мы делать, конечно, не собираемся», - уточняет пастор.
Роман Викулов www.prospekt.ee